Впервые о концепции творческих кварталов заговорили в Великобритании. Творческие индустрии с 1998 года стали национальной политикой Соединенного Королевства. Идея оказалась настолько интересной, что ее моментально подхватили во всем мире. Прорывная сила концепции состоит в том, что развивается не только культурная жизнь территории, но и экономическая.
Недавно и Петербургская администрация задумалась о создании пяти креативных кварталов. Губернатор идею одобрил и дал отмашку. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) разместил конкурс на "оказание услуг по разработке финансово-экономической модели пилотного проекта креативного квартала Санкт-Петербурга". Сейчас чиновники разрабатываю экспериментальный проект. А потом, используя полученный опыт, планируют сделать еще 4 квартала.
Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" узнал, что Смольный вкладывает в понятие "креативного квартала", что уже имеет Петербург и многое другое.
Видение проекта
Давайте определимся с понятиями. Мировое сообщество под креативными кварталами (Creative Cities) понимает сообщества творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутых территориях. Такое определение сформулировал Саймон Эванс, куратор программы ЮНЕСКО.
Смольный имеет схожее представление о творческом кластере. Креативный квартал это многофункциональный комплекс зданий, у которого есть один оператор, он создает все условия для комфортного существования участников кластера.
По идее КИСП, квартал должен объединять различные мастерские, выставочные пространства, зоны развлечений и творческой активности, залы для обучения, торговые площади, гостиницы, кафе, клубы, рестораны, офисы креативных организаций, бизнес-инкубатор. И все это великое множество творческих предпринимателей должен курировать "оператор", который выведен на качественно новый уровень управление кластером, наладит между его участниками контакты и всячески поспособствует созданию, реализации и продаже их идей.
Петербургские чиновники намерены добиться высокой конкурентоспособности участников кластера, повысить спрос на их продукцию. Для этого предусмотрена государственная поддержка в рамках программ по развитию малого предпринимательства и культуры. Чиновники обещают предоставить под кластер удобную площадку и сформировать пул инвесторов. В целом, Смольный хочет получить такой проект, который нес бы минимальную нагрузку на бюджет, то есть кормил себя сам.
Вероятные площадки
Одной из целей комитет заявляет трансформацию депрессивных районов в привлекательные для туристов и горожан точки в городе. Смольный считает, что творческая составляющая проекта наиболее подходящая для этих целей.
Как правило, творческая индустрия базируется на отживших свое индустриальных предприятиях. Бывшие заводы и фабрики, восстановления которых уже никто не ждет — дешевая недвижимость с большими площадями. Художники своими силами преобразуют некогда депрессивный район в центр культурной жизни города: здесь снова появляется жизнь, открываются новые кафе и магазины, приводятся в порядок здания и городская инфраструктура. Постепенно к таким местам присматриваются крупные инвесторы, цены на недвижимость растут, поток туристов повышает экономическую эффективность района.
Где будет располагаться первый кластер, пока неясно, площадку выберут в соответствии с предложенными проектами. Попробуем сами составить список наиболее подходящих для нового кластера районов Петербурга.
Следственный изолятор "Кресты"
Тюрьма была построена в 80-90х годах XIX века по проекту архитектора А.О. Тимошко. В революционный период "Кресты" наполнились политическими заключенными. В 2006 году было принято решение о переносе тюрьмы на новое место. "Кресты" представляют культурную ценность, после перевода заключенных в новое здание СИЗО планируют выставить на торги.
Именно "Кресты" рассмотрят в качестве потенциальной площадки для создания первого креативного квартала в Петербурге. Такое решение было принято членами рабочей группы по вопросу разработки модели пилотного проекта после экскурсии по объекту.
Адмиралтейские верфи
Это одно из старейших судостроительных предприятий России и первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. Верфи должны будут переехать с Ново-Адмиралтейского острова на Котлин.
Левашовскиий хлебозавод
Здание хлебозавода представляет архитектурную ценность как пример постройки в новаторской стилистике конструктивизма 1930-х годов. На заводе выпекали хлеб в годы блокады Ленинграда. Сейчас бывший хлебозавод хотят отдать коммерсантам.
Прядильно-ниточный комбинат имени Кирова
Одно из старейших предприятий текстильной промышленности России,основанное в 1833 году. На его долю приходятся более 60% ниток отечественного производства. В 2009 году комбинат реконструировали, под производство оставили половину территории, остальная часть сдается в аренду. Часть корпусов уже занял Единый центр документов.
Канатная фабрика Гота
Основана в 1800 году Екимом Готом, с 1890 года на территории фабрики появляются кирпичные здания. В 30-е годы XX века появилось здание проходной, жилые дома и производственные корпуса с обновленным оборудованием. Блокада заставила эвакуировать оборудование фабрики, а в зданиях поселили солдат. Ныне фабрика пустует. Планы по развитию Петровского острова коснулись не всех зданий, судьба исторических построек канатной фабрики пока не определена.
Существующие проекты
Какие из уже существующих площадок можно причислить к творческим кластерам, также выяснил корреспондент "Санкт-Петербург.ру".
Лофт Проекте Этажи
Лиговский проспект, 74, бывший Смольненский хлебозавод
На территории в 3 тыс. кв. м находятся 2 галереи современного искусства, 4 выставочных пространства, магазин книг по дизайну, искусству и архитектуре, кофейня, открытая крыша, коворкинг и Хостел. Лофт уже 5 лет пользуется большой популярностью среди молодых людей.
Организатор Лофт Проета Этажи Мария Ромашева говорит, что ее детище можно отнести к творческому кластеру, однако позиционируется проект несколько по-другому. Мария объяснила, что на данный момент креативный квартал — довольно широкое понятие: "Творческие люди собираются на одном пространстве - как правило соблюдается единство по формату деятельности — и осуществляют полезную не только для себя работу, но и направляют свою активность вовне, то есть делают что-то для людей. Но это больше наша специфика. В Европе это больше коммерциализированная история".
Мария обратила внимание, что начинание Смольного благое, если не будет сделано просто "для галочки": "Творческих пространств в Петербурге недостаточно, потенциал велик, и если чиновники с умом подойдут к организации творческого кластера, будет отлично".
Креативное пространство Ткачи
Наб. Обводного канала, 60, бывшая прядильно-ткацкая фабрики им. Петра Анисимова
На сегодняшний день Ткачи - это выставочное пространство, лекториум, магазины, шоу-румы и многое другое - пространство открыто для новых амбициозных проектов.
Создатели четко обозначают сферу своей деятельности: "Мы строим многофункциональный центр для культуры, образования, работы и отдыха. Благодаря внушительному объему площадей и универсальности лофт-помещений здесь возможно проводить мероприятия не только общегородского, но и международного значения, реализуя самые интересные и сложные проекты".
Два года назад началась реконструкция здания бывшей ткацкой фабрики. Создатели креативного пространства хотели объединить на территории заброшенного промышленного комплекса команды, деятельность которых максимально приближена к творческим процессам, построена на таланте сотрудников, новаторстве и уникальности предоставляемых услуг.
Экспериментальная платформа Тайга
Дворцовая наб., 20, дом гофинтенданта Петра I П.И. Мошкова
Магазины, хостел, рекламное агентство, веломастерская, различные творческие студии, выставочные пространства — в Тайге "обитают" более 20-ти компаний. Это начинающие предприниматели, сообщество молодых профессионалов, объединенных идеей свободного и полезного труда.
"За время существования Тайга собрала дизайнеров, архитекторов, мастеров, музыкантов, рекламщиков, фотографов, разработчиков программных решений, продюсеров — тех профессионалов, конечный продукт труда которых в первую очередь характеризуется выверенным стилем и уникальностью решений. Главное, что объединяет обитателей этого пространства — интерес к своей работе и тяга к получению знаний через сотрудничество", - так себя позиционирует платформа. Здесь успешно сосуществуют молодые специалисты различных сфер деятельности, ими созданы все условия для плодотворной работы и генерации новых идей.
Посетители моментально проникаются креативным духом места:
Екатерина Кириллова: "Загадочное место, с большой концентрацией творческой энергии!"
Nikolay Murashkin: "Одно из немногих мест, где я не был и куда я не прочь эмигрировать".
Kartina Mira: "Тайга - место, где хочется заблудиться".
Арт-пространство Bye-Bye Ballet
Ул. Белинского 9, дом Демидовых
Некогда по адресу улица Белинского, 9 располагалась лаборатория по развитию современного танца и театра. Лаборатория росла и ширилась, собирая вокруг творчески активную молодежь. Так родилось арт-пространство Bye-Bye Ballet, которое сочетает в себе все виды современного искусства. Сейчас под крышей Дома Демидовых располагается летнее кафе, jazz-бар, шоу-рум, киноклуб, творческая мастерская, школа актерского мастерства и, конечно же, танцевальная площадка.
Создатель Bye-Bye Ballet Лилия Бурдинская уверена, что в городе уже достаточно площадок для творческих деятелей, и от Смольного ждут не создание нового кластера, а поддержки уже имеющихся. "Сейчас многие творческие пространства базируются на любви к искусству и существуют на частные средства. Они имеют в себе идею делать нечто прекрасное и полезное для людей, но не коммерческую идею", - делится Лилия. Бурдинская предлагает развивать в депрессивных районах квартал для детей и подростков, где они смогли бы проявить свой творческий потенциал.
Творческое пространство К7
Казанская 7, бывшее производственное объединение электромеханический завод Заря
В танцевальных и фото-студиях, театре, художественной мастерской и репетиционном центре группы молодых амбициозных людей куют современное искусство с питерским акцентом, а расположенные тут же клубы и рекламное агентство продвигают оное в массы. Здесь создается искусство, здесь оно выставляется, здесь же обсуждается.
"Представители разных сфер деятельности создают особую атмосферу, которая позволит каждому человеку реализовать себя, решить деловые задачи или просто отдохнуть", - заявляет о себе пространство. Сюда люди приходят учиться, работать, отдыхать, над Казанской, 7 царит атмосфера творческого муравейника. Так и должно быть в креативном кластере, разве нет?
Арт-центр "Пушкинская 10"
Остается загадкой, можно ли считать давно полюбившийся петербуржцам Арт-центр "Пушкинская 10" креативным кластером? Ведь изначально независимые художники, музыканты и другие деятели культуры обосновались в пустующем доме на Пушкинской улице. Организовалось товарищество "Свободная культура", которое вскоре разработало инфраструктуру Арт-Центра.
Сегодня в "Пушкинской-10" около 40 мастерских художников и музыкантов. Кроме того, Арт-центр осуществляет активную выставочную, концертную и образовательную деятельность, представляя современное актуальное искусство. Чем не творческий кластер? Единое пространство есть, творческая атмосфера в избытке, инфраструктура, опять же, имеется. И все-таки организаторы оставляют за собой право называться именно арт-центром, а не модным креативным кварталом.
Зародыши
В данном обзоре нет ни одной организации, которая сама себя называет креативным кластером, однако они более всего соответствуют этому понятию (расплывчатому, как мы помним). Все-таки в городе нашлись места, именующиеся креативными кластерами: "Четверть" и "Пружина".
С "Четвертью" происходит странная история. Изначально площадка для творческой молодежи обосновалась в здании бывшего Военно-транспортного университета (ВТУ ЖДВ) на Декабристов, 25. В здание уже въехали некоторые студии, творческие офисы, магазины и кафе. В конце августа, почти сразу после технического открытия, у кураторов проекта возникли проблемы с владельцем здания - "Четверть" вынуждена переехать. Когда случится открытие, пока не ясно.
"Пружина" открылась этой осенью. Молодой проект формируется на площадке одноименного PR-агентства. О проекте известно мало: кластер занимается продюсированием собственных проектов, а также оказанием услуг по маркетингу, рекламе и SMM. В планах — организация гастролей, фестивалей, выпуск спектаклей, проведение выставок и концертов. В состав кластера входит и PR-школа, проводящая семинары, лекции и тренинги для маркетологов, рекламщиков и пиарщиков, работающих в арт-бизнесе. Оценивать жизнеспособность этого креативного кластера пока рано, но сам факт его существования говорит о моде на подобные творческие площадки.
В будущем у Петербурга может появиться еще один творческий кластер на территории корпуса завода "Ленполиграфмаш", что на углу Карповки и проспекта Медиков. В здании уже "поселились" клубы "А2" и "Эфир", бар и центр графического дизайна. Пока здание в основном пустует, но есть шанс, что его освоит неравнодушная к творческой активности предприимчивая молодежь.
Анастасия Пальчик