USD 16.04.2024 93.5891 +0.1472
USD ММВБ 14:09 94.0715  
EUR 16.04.2024 99.7934 +0.0670
EUR ММВБ 14:09 99.9751  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

"Апофеоз войны" - за стеклом

04 Февраля 2008, 11:01

В Санкт-Петербурге открылась выставка "Апофеоз войны" Виктории Ивлиевой. Сама фотограф подчеркивает, что "находилась по другую сторону войны — с фотоаппаратом в руках, как за неким стеклом".

В санкт-петербургском Государственном центре фотографии открылась выставка Виктории Ивлевой "Апофеоз войны". Поздравить известного фотохудожника с триумфальным возвращением в родной город пришли друзья, одноклассники, ценители искусства и, конечно, журналисты.

Для Государственного центра фотографии выставка Виктории Ивлевой неординарное событие. "Обычно мы показываем художественные фотографии, а выставка в репортажном, документальном формате для центра внове. Но в данном случае мы посчитали, что это не только хроника с места событий, а именно произведение искусства, образы, созданные человеком, который был погружен в ту атмосферу и пережил все это сам", - отмечает директор центра Захар Коловский.

 #imglib#599#q

Выставка посвящена тем годам, которые Ивлева провела в горячих точках как специальный корреспондент газеты "Новое время". Правда, говоря о месте съемок, автор не стремится использовать привычное определение. Она называет их "дымящихся", подчеркивая, что сама никогда не участвовала в боевых действиях, стрельбу и оружие не любит, и что "находилась по другую сторону войны — с фотоаппаратом в руках, как за неким стеклом".

На фотографиях представлены люди, которых многие из нас назвали бы "нецивилизованными": ребенок на пушке танка; жители Руанды, с мисками в руках ищуoщие воду; женщина, ждущая бежавших родственников у колючей проволоки. Виктория Ивлева открывает для нас их настоящую неприкрашенную жизнь.

 #imglib#600#w

Характерно, что автор выставки снимает исключительно на пленку, а "цифру" не признает. И молодых фотографов Ивлева также призывает снимать на пленку, мотивируя это тем, что "они не будут снимать все подряд, а будут относиться к своим кадрам с особым трепетным отношением".

Представляя своих героев, Виктория называет их "беженцами или людьми, которые, так или иначе, были в ситуации беженства, потери домов". Обращаясь к гостям на открытии, фотограф отметила, что "будет считать свою миссию немножечко выполненной, если после просмотра этих картинок кто-то когда-то поможет этим людям, а не будет смотреть на них свысока".

 #imglib#601#q

Но есть среди фотокартин и совершенно образные, перекликающиеся с верещагинскими полотнами. Такие, например, как фотография, изображающая ладонь на кладбище в Афганистане. В подписи к ней зритель видит уточнение — скульптура стоит над каждой могилой солдата, похороненного в пуштунской долине. Знак последнего прощания, сотен военных, покоящихся в афганской земле, вызывает ощущение немого ужаса.

Сама Виктория, говоря о фотографиях, не называет их искусством. Для нее это жизнь, такая, какой она ее увидела и запечатлела в разных странах. Экспозиция включает в себя 35 фотографий 1992-2005 годов. Она была представлена во многих городах России, и теперь жители Петербурга смогут оценить фотографии мастера.

 #imglib#598#w

Выставка организована Международным Комитетом Красного Креста, который осуществляет свои программы во всех районах Африки, затронутых конфликтами.

Досье:

Виктория Ивлева родилась в Ленинграде. Закончила факультет журналистики МГУ в 1983 году. Печаталась в газетах "Комсомольская правда", "Собеседник", "Московские новости", в журнале "Огонек". В настоящее время фотообозреватель "Новой газеты". В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в помещениях четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, получил "Золотой глаз", приз крупнейшего конкурса в области фотожурналистики World Press Photo.

Александра БОЙКОВА
Фото автора

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы