USD 19.04.2024 94.0922 +-0.2320
USD ММВБ 16:09 93.0940  
EUR 19.04.2024 100.5316 +0.2529
EUR ММВБ 16:09 99.3273  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Тургенев с музыкой: Анна Ковальчук сыграла тургеневскую барышню в театре им. Ленсовета

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля "Все мы прекрасные люди" по пьесе И. Тургенева "Месяц в деревне". Юрий Бутусов, один из самых оригинальных российских режиссеров, представил нетургеневских девушек, непомещичий быт и урбанистическую деревню. Мы порассуждали об особенностях режиссерского прочтения Тургенева.

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля Юрия Бутусова "Все мы прекрасные люди" по пьесе Тургенева "Месяц в деревне". В спектакле задействованы известные по сериалам актеры: Анна Ковальчук в роли Натальи Петровны и Сергей Перегудов в роли Михаила Ракитина, однако, экспрессивный театр ассоциативных дублей Бутусова раскрывает их совсем с другой стороны.

Это одна из двух постановок режиссера, которые петербургскому зрителю обещали до конца года - в конце декабря планируется также премьера "Трех сестер". "Все мы прекрасные люди" - это нетургеневское прочтение тургеневских героинь: Наталья Петровна и Верочка своими всплесками эмоций вызывают скорее опаску, как буйные, а не чувство умиления.

Так, Анна Ковальчук под занавес первого акта плещется в полной ванне в осеннем пальто, а Верочка в исполнении Анастасии Дюковой кружится в вихре безнадеги под 'Knockin' on Heaven's Door'. Музыка — одна из важнейших составляющих каждого спектакля Юрия Бутусова. И каждая песня здесь неожиданно подходит под мизансцену и вливается в режиссерский замысел. Например, под 'Come as You Are' c эпическим грохотом рушатся фанерные панели, которыми увешана коробка театра, изображавшая провинциальный дворянский быт.

О декорациях, вернее, о предметности "Прекрасных людей" следует упомянуть особо. Чем больше зритель привык в спектаклях Бутусова видеть оголенное нутро сцены (как в "Макбет.Кино", например), тем сильнее режет глаз кружевное нагромождение мебели, цветов в кадках и пианин. Последних здесь целых два, одно из которых зеленое, прямо под цвет парадного платья Натальи Петровны. Цвета — крем-брюле, охристый, ярко-травянистый, карий — вроде бы соответствуют окраске усадебного быта, каким мы хотели бы его видеть. Нерв и ритм спектакля - в радикальном красном, в который облачается Верочка, когда Алексей декламирует ей свою нелюбовь, в большом и тревожно однотонном платье Натальи Петровны. Причем во втором акте этот ритм заметно учащается. Например, когда Наталья Петровна, будто сойдя с ума, снимает на смартфон Ракитина, поющего "Наталья Петровна-а-а" на мотив 'Hallelujah'.

Подчеркнуто "девчачье" поведение главных героинь наводит на мысль, что постановка эта — вовсе не о тургеневской прерванной и нерастраченной любви, и даже не о русском дворянстве. Это бытовая драма о двух девчонках, блондинке и брюнетке, которые учились в одной школе, но одна на третьем курсе вышла замуж, а другая — как раз в 9 классе. Режиссер как будто играет в куклы: Наталья Петровна то плавно шагает в платье, то резвится в джинсах, а то вообще разгуливает в нижнем белье. То же и Верочка: напивается в черном, на "стрелку" с опекуншей ходит в красном, то светится румянцем, то покрывает лицо косметикой. И так случилось, что обе влюбились в одного и того же 11-классника, поэтому и творят невесть что. При этом старшая поет песни Глюкозы, шагая перед младшей с микрофонной стойкой и в надвинутой на глаза шапке. Обоюдно подразнив друг друга временно счастливой влюбленностью, подружки остаются ни с чем. Наверное, это отчасти объясняет изменение заглавия: вместо акцента на месте ("в деревне") нам указывают на прекраснодушие персонажей.

К слову, мужчины, как это часто бывает в русской классике, не слишком убедительны. Они вытаскивают из карманов клубы пудры, пытаются успокоить поочередно то блондинку, то брюнетку и ведут себя довольно наивно, особенно на фоне хищного характера Натальи Петровны.

В чем можно упрекнуть этот спектакль, так это в краткости. Красно-зеленый ритм можно было ускорить еще на полтакта, добавить "дублей" ключевых сцен, динамики и музыки. Пусть бы история продолжилась: для современного театра вполне уместно додумать за автора позапрошлого века пару фаз сумасшествия его героев.

Спектакль рекомендован к просмотру всем, кто дочитал до конца рецензию, а также студентам-театралам, которые его, скорее всего, уже видели.

Увидеть его можно 20 ноября, 1 декабря и 7 января в 19:00.

Впечатлениями делилась Анастасия Семенович, "Санкт-Петербург.ру"

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Архив

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы