USD 19.04.2024 94.0922 +-0.2320
USD ММВБ 12:09 93.6120  
EUR 19.04.2024 100.5316 +0.2529
EUR ММВБ 12:09 99.7171  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Искусствовед Борис Кравчунас: о детском творчестве и экономии энергии

Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" пообщался с руководителем Изостудии Школьного центра Государственного Эрмитажа, кандидатом искусствоведения и членом Союза художников Борисом Константиновичем Кравчунасом.

В Петербурге стартовал конкурс детского рисунка "ЛИШНИМ ТРАТАМ СКАЖЕМ "НЕТ" — СБЕРЕЖЕМ ТЕПЛО И СВЕТ!"", в рамках которого воспитанникам детсадов и учащимся школ с 4 до 18 лет предложили пофантазировать на тему экономии энергии. О том, насколько актуальны для молодежи энергоэфективность и энергосбережение и как живется юным художникам, мы поговорили с  членом жюри творческого соревнования - руководителем Изостудии Школьного центра Государственного Эрмитажа, кандидатом искусствоведения и членом Союза художников Борисом Константиновичем Кравчунасом.

О конкурсе

Борис Константинович, вы преподаете уже много лет — как ребенок становится сегодня художником?

- Сложно сказать, единого пути для всех нет. Когда в ребенке заложены творческие способности, он может стать художником, если будет стремиться к этой цели. Раньше была система, когда после четвертого класса ребенок мог пойти в художественную школу, в девятом — в училище, а потом поступить в вуз. Можно научиться мастеровитости и ремеслу, но не стать творцом, даже отучившись в институте. Кто-то, получив художественное образование, работает по смежным специальностям, а кто-то вынужден менять профессию. Художник-профессионал — это тот, который содержит себя и свою семью своим творчеством.

Я занимаюсь с детьми и знаю, что их нельзя заставить рисовать о чем-то не интересном. Нельзя превратить творчество ребенка в работу. Его нужно заинтересовать разговором, историями, беседой, сделать тему интересной, вызвать душевный отклик, любопытство, создать интригу.

Если попросить человека нарисовать рыбу — появится простой шаблонный вариант. А если рассказать, какие они бывают: большие и маленькие, сказочные, аквариумные т.д., и т.п. — получим совсем иной результат. У каждого появится своя, "индивидуальная", неповторимая рыба. Занимаясь с детьми, можно и нужно обращаться к живописи великих мастеров. Но для того, чтобы обогатить их зрительский опыт и знания в искусстве, а не для простого срисовываия. В рисунке ребенка важен не ракурс предметов и не техника их исполнения. Важно, что хотел сказать в своей работе маленький художник и как, какими средствами он сумел это выразить.

Сбережение энергии — довольно необычная тема для детского рисунка. Какой у вас есть опыт по части нестандартных тем и как, на Ваш взгляд, можно заинтересовать такими темами детей?

У нас есть такое задание — дети сами сочиняют сказку и делают к ней иллюстрацию. Это всегда истории изнутри. Они жизненные. Была у нас, например, и тема экологии.

Что касается сохранения и разумного использования энергии — это тоже жизненная тема, хотя для меня это вопрос довольно неожиданный. Детям, я думаю, все нужно объяснять на простых примерах из последневной жизни. На том, что их окружает. Вот открыто окно в кабинете, тепло уходит на улицу. Энергия не сохраняется, не сберегается, а тратится впустую.

Нельзя просто объявить тему — должен состояться разговор о ней. На это необходимо потратить время. Преподаватель в первую очередь должен сам разобраться с такой проблемой, войти в нее. Подумать, как сделать ее интересной детям, для того, чтобы они ответили на нее своими рисунками.
При этом мы понимаем, что из школы или изостудии ребенок возвращается домой. Поэтому свою роль здесь играет и отношение к обсуждаемой теме в семье. То, насколько важно для родителей экономно использовать тепло и электричество, заинтересованы ли мама и папа маленького художника в бережном отношении к потребляемым энергоресурсам. От этого напрямую зависит, какие слова они найдут для разговора об этих важных вещах.

Напомним, конкурс детского рисунка "Лишним тратам скажем НЕТ — сбережем тепло и свет!" проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга с 1 октября по 22 декабря 2013 года.

На конкурс принимаются рисунки, которые:
  • призывают к разумному и рациональному использованию тепловой  и электрической энергии;
  • отражают примеры расточительного использования тепловой и электрической энергии и пути решения этой проблемы;
  • показывают приемы и способы экономии тепловой и электрической энергии.
Работы на конкурс принимаются с 1 октября по 1 декабря 2013 года. Итоги конкурса оглашаются 22 декабря 2013 года на официальном сайте Конкурса www.myenergy.ru/konkurs. Работы участников выставляются в музее современного искусства Эрарта.

Состав конкурсного жюри:
Борис Кравчунас — кандидат искусствоведения, член Союза художников России, руководитель Изостудии Школьного центра Государственного Эрмитажа
Светлана Агапитова — уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге
Анна Щеголь — директор по маркетингу и рекламе детского города профессий "Кидбург"
Юрий Строфилов — креативный директор digital-агентства Spbnews
Лариса Семенова — начальник департамента по связям с общественностью ОАО "ТГК-1"
Дарья Быстрова — пресс-секретарь ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга"

 Вы можете голосовать за понравившийся рисунок в альбоме "Санкт-Петербург.ру" и на официальном сайте конкурса www.myenergy.ru/konkurs. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы