Куратор считает, что маcшстаб экспозиции не соответствует масштабу разразившегося вокруг нее скандала: он уверен, что выставка "небольшая и аналитическая".
Анализируется здесь отношение современных художников и современного искусства в целом к религиозной теме. Галерист заверил, что ни одной картины не сделано специально к открытию "ICONS".
Проект "Иконы", созданный на базе музея современного искуства PERMM уже выставлялся в Краснодаре и Перми. Но только в Санкт-Петербурге между выставкой и общественностью начался настоящий диалог. По словам галериста, это касается в первую очередь представителей и знатоков религии. Доказательством этому служит тот факт, что религиовед Роман Багдасаров решил написать к "Иконам" вступительное слово и описание к работам. По его мнению, картины выставки отображают художественную рефлексию на традиционную икону и даже являются попыткой создать новую христианскую иконографию.
"Я верующий, - говорит Гельман. - Однако не считаю, что некий статичный религиозный канон - это духовность, а поиск новый форм - мракобесие. Художник не претендует на статус учителя. Каждый из представленных на выставке мастеров решил проблему религиозного сам для себя. Вы говорите: искусство должно то-то и то-то. Да ничего оно не должно - для каждого оно решает разные задачи".
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
От вопросов по поводу нападок общественности на "грешную" выставку Гельман, по его словам, устал и выработал к ним "противоядие". К сообществу правозащитников, грозящихся закрыть "Иконы" куратор давно относится "как к плохой погоде".
Гельман отметил, что возрастной ценз для выставки можно смело снизить с +18 до +9, так как в ней нет обнаруженной депутатом Милоновым "мерзости". В ней нет также и нужной журналистом событийности, она не обладает потенциалом скандала: все что там можно найти - это созерцательность, говорит куратор.
При упоминании знаменитого петербургского депутата, Гельман не мог не вспомнить и закон о гомопропаганде, который, по его мнению, сильно смущает творческое сообщество.
"Ни в одной цивилизованной стране власть не вмешивается в искусство. Я говорю об этом потому, что закон о гомопропаганде правоприменителен в первую очередь к музыкантам и художникам. Так нельзя. Художник - это боль в организме общества. Невозможно запретить боль. Все художественные процессы отражают текущую действительность".
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
После преамбулы в пресс-центре Гельман отправился в "Ткачи", чтобы лично провести экскурсию по выставке. Петербургская выставка "Икон", в отличие от краснодарской и пермской, была дополнена работами новых авторов.
Евгения Мальцева "Троица"
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
"При просмотре этой картины сразу возникает ассоциация с "Троицей" Андрея Рублева, - комментирует галерист. - Данная картина - не просто символическое изображение. Именно такими находили старые иконы - потемневшими от старости, закопченными".
Анатолий Осмоловский, серия "Хлеба"
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
По словам Гельмана, автор данной композиции изобразил иконостас. Серия состоит из 20 настенных панелей и имитирует предметность иконы.
Гор Чахал "Имя Бога"
Фото: planetmediagroup.ru
Куратор назвал этот экспонат "облаком тегов". Полотно составлено из самых часто-употребляемых слов религиозного лексикона. Размер каждого слова зависит от частоты употребления.
Георгий Острецов "Апокалипсис"
Фото: planetmediagroup.ru
"Прямая илюстрация апокалипсиса в цвете", - комментирует Гельман. Религиовед Багдасаров же поясняет, что апокалиптические образы здесь решены в стиле американского комикса. Если постараться, среди "супергероев" можно узнать деятелей современного российского искусства.
"И забудьте вообще, что это современное искусство: хватит пытаться понять, что оно означает, - посоветовал напоследок Гельман. - Просто приходите и наслаждайтесь".
Отметим, выставка будет открыта в креативном пространстве "Ткачи" ежедневно с 29 марта по 21 апреля и будет работать с 12:00 до 20:00. Стоимость входного билета - 200 руб.
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
Фото: "Санкт-Петербург.ру"
Валерия Лобжанидзе