Я искренне полагаю, что столь бурные и горячие споры между церковью и светской культурой в отношении фильма «Матильда» не имеют под собой оснований. Мне удалось побывать на премьере.
Во-первых, церковь не должна превращаться в полицию нравов и становиться каким-то цензурным органом, тем более что ни общество, ни государство на нее этих функций не возлагало. Все те пикеты, а также различные формы давления, особенно экстремистские, которые были оказаны на авторскую группу кинокартины, поддержать невозможно. Как правильно заметил Алексей Учитель на премьере своего детища в Мариинском театре, в стране возобладал здравый смысл.
Во-вторых, те, кто усмотрел в «Матильде» оскорбления чувств верующих, либо не верно интерпретировали концепцию фильма, либо не стали вдаваться в подробности. Он не лучше и не хуже большинства картин об исторических деятелях, которые выходят в прокат в последние годы. Ничего шокирующего там нет. Все недозволенные с точки зрения христианской морали отношения заканчиваются в момент вступления императора в законный брак.
Читайте также:
"Матильда" добралась до Петербурга: первые впечатления
Вообще исторический контекст в фильме выражен достаточно слабо, не стоит ожидать от него правдоподобного осмысления реалий тех дней. Этот год особенный. В ноябре исполнится ровно сто лет со времен Октябрьского переворота, и единственный продукт, выход которого якобы связан с этим событием – фильм «Матильда». Многие из нас ожидали увидеть там серьезную попытку осмысления исторических и духовных причин революции 1917 года, надеялись, что фильм заставит задуматься о трагедии в русской истории, о ее внутренней логике, о нашей ответственности за историю XX века, но этого там нет.