На ваш взгляд, с чем связано такое положение дел?
- Туристический бизнес сам по себе низкомаржинальный. Все туристы ищут туры подешевле. Естественно, туроператоры стараются держать конкурентную цену. Основные расходы идут на организацию тура (проживание, трансферы, перелеты и пр.), которые еще и номинированы в долларах или евро, а они последний год постоянно растут.
При этом деньги за отдых туристы платят сразу, а оплата расходов за организацию тура туроператором происходит поэтапно. Временно свободные (по сути заемные деньги клиентов) создают ощущение крепкого финансового положения. Если при этом продажи постоянно растут, то зачастую владельцы турфирм теряют контроль над расходами из-за иллюзии достаточности средств. Акционеры начинают организовывать новые направления, покупать недвижимость, транспорт, иные активы. Но при этом мы понимаем, что это делается по сути на заемные деньги туристов, которые еще не уехали или за которых еще не заплатили.
2014 год по экономическим и политическим причинам оказался достаточно сложным.
Да, в этом году рост подобных пирамид у некоторых туроператоров закончился. Ключевой причиной сокращения продаж явилось совпадение в этом году нескольких факторов: падение рубля в начале года (путевки продавались по одному курсу, а отелям надо платить по другому), резкое сокращение поездок за границу госслужащих, негативная внутриэкономическая ситуация.
Таким образом, обязательства турфирм перед отелями и авиакомпаниями растут, а поступления падают. Средства на счетах турфирм начинают быстро таять. В итоге в один прекрасный момент, компания перестает выполнять свои обязательства и заявляет о приостановке своей деятельности. Если акционеры не находят средства, чтобы расплатиться по долгам, то фирма становится банкротом. А владельцы турфирм, как правило, не крупные корпорации, а физические лица. Поэтому поиск финансирования затруднен.