1820-е годы ознаменованы появлением газовых фонарей, для Петербурга это были первые фонари такого рода. Случилось это лишь на несколько лет позже, чем в столицах Европы: Париже и Лондоне.
Впервые газовые фонари в Петербурге вспыхнули на Аптекарском острове в 1816 году. В 1820 году в здании Главного штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков.
С 1835 года монополию на производство и продажу газа в России взяло «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», учрежденное по инициативе иностранных предпринимателей.
Освещение стало значительно дешевле, каждый вечер фонарщики зажигали 204 фонаря в городе. Жителей смущало лишь, что газ в устройствах иногда потрескивал и шипел, что исправлялось подкручиванием горелки в виде рожка.
Газгольдеры на Обводном канале
В 1884 году построили большой газгольдер на Обводном канале. Проект для этого строения разработали два очень уважаемых в городе человека - профессор архитектуры Отто фон Гиппиус и директор Института гражданских инженеров Рудольф Бернгард.
Газгольдер хорошо сохранился, высотой 20 метров и диаметром 42 метра строение напоминает кастрюльку. В 1910 с появлением электричества газгольдер перестает выполнять функцию, для которой был предназначен.
Сейчас в нем располагается мастерская, бар, зимняя стоянка и мотомагазин. В мастерской ремонтируют мотоциклы и ретроавтомобили. Конечно, сегодня состояние газгольдера не самое лучшее, но наличие арендаторов оказывает свое положительное влияние.
В районе Обводного канала можно найти еще четыре газгольдера. В 1856 году монополию «Общество освещения газом Санкт-Петербурга» нарушило «Общество столичного освещения», разместившее свой газовый завод рядом, на Обводном канале. В связи с чем в 1858–1884 годах строятся еще четыре газгольдера.
Сейчас прямо у стен сооружений планируют строить бизнес-центр с автопарковой, но переживать за судьбу исторических зданий не стоит - сносить их не планируют.
Фото: tartanparty.blogspot.ru
Газгольдер в Сангальском саду
Многим знаком заводской сад Сан-Галли на Лиговском, который является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, появившегося в здешних местах в далеком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя, изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли.
В 1867 году на территории был возведен весьма необычный газгольдер. Он, в отличие от своих собратьев, не снабжал газом фонари, а хранил запасы горючего для нужд предприятия. Также отличает этот газгольдер и форма - он вовсе не круглый, а шестигранный и больше всего напоминает гайку.
Архитектор Фейерзен сделал проект здания, выполненный в привычной для тех времен смеси «промышленного стиля» с неорусским. Красный кирпич, редкие элементы древнерусского творчества, маленькие окошки, угловатая крыша, шестиугольная форма: газгольдер больше напоминал не современное промышленное сооружение, а крепостную башню Древней Руси.
Использовали «гайку» не так долго - уже в 1894 году ее переоборудовали под обыкновенный склад, а в 2012 году газгольдер отремонтировали, почистили от копоти и грязи и превратили в огромный клуб.
Фото: metronews.ru
Фото: realty.rbc.ru
Газгольдер Спиртоочистного завода
С Екатерингофского моста открывается отличный вид на желтое круглое строение. Это единственный доживший до нашего времени газгольдер Спиртоочистного завода, построенного в конце XIX века (всего их было два).
При этом газгольдер никогда не использовался для питания газом петербургских фонарей, а был построен для снабжения частного Спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Данных о дате постройки газгольдера и его авторе найти не могут.
Газгольдер использовали по назначению непродолжительное время. Сегодня он стал памятником эпохи ранней газификации Петербурга, а также базой научно-исследовательского института синтетического каучука.
Фото: citywalls.ru
Газгольдер французского газового завода
Есть в Петербурге Газовая улица, которую в свое время называли "Газовой пустошью", хотя строений здесь хватало. Одной из ее достопримечательностей является как раз-таки газгольдер.
Построили его в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского специально для французского газового завода, который располагался неподалеку и был предназначен для переработки и хранения природного газа, использовавшегося для обеспечения уличного освещения.
Всего концу XIX века в Петербурге было построено пять газовых заводов общей мощностью 30 мл. куб. метров газа в год. Однако уже в 1886 году рядом с газовыми заводами строится электростанция, и вскоре Петербург переходит на электрическое освещение.