USD 20.04.2024 93.4409 -0.6513
USD ММВБ 17:09 93.1830  
EUR 20.04.2024 99.5797 -0.9519
EUR ММВБ 17:09 99.4407  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Кирпичные гиганты Петербурга: как в газгольдеры вдохнули новую жизнь

В XIX веке они возводились как огромные газовые хранилища, питающие петербургские фонари, а сегодня под крышей газгольдеров скрываются многоярусные паркинги, экспозиции мотоциклов, кафе, рестораны и бары.

1820-е годы ознаменованы появлением газовых фонарей, для Петербурга это были первые фонари такого рода. Случилось это лишь на несколько лет позже, чем в столицах Европы: Париже и Лондоне.

Впервые газовые фонари в Петербурге вспыхнули на Аптекарском острове в 1816 году. В 1820 году в здании Главного штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков.

С 1835 года монополию на производство и продажу газа в России взяло «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», учрежденное по инициативе иностранных предпринимателей.

Освещение стало значительно дешевле, каждый вечер фонарщики зажигали 204 фонаря в городе. Жителей смущало лишь, что газ в устройствах иногда потрескивал и шипел, что исправлялось подкручиванием горелки в виде рожка.

Газгольдеры на Обводном канале

 

В 1884 году построили большой газгольдер на Обводном канале. Проект для этого строения разработали два очень уважаемых в городе человека - профессор архитектуры Отто фон Гиппиус и директор Института гражданских инженеров Рудольф Бернгард.

Газгольдер хорошо сохранился, высотой 20 метров и диаметром 42 метра строение напоминает кастрюльку. В 1910 с появлением электричества газгольдер перестает выполнять функцию, для которой был предназначен.

Сейчас в нем располагается мастерская, бар, зимняя стоянка и мотомагазин. В мастерской ремонтируют мотоциклы и ретроавтомобили. Конечно, сегодня состояние газгольдера не самое лучшее, но наличие арендаторов оказывает свое положительное влияние.

В районе Обводного канала можно найти еще четыре газгольдера. В 1856 году монополию «Общество освещения газом Санкт-Петербурга» нарушило «Общество столичного освещения», разместившее свой газовый завод рядом, на Обводном канале. В связи с чем в 1858–1884 годах строятся еще четыре газгольдера.

Сейчас прямо у стен сооружений планируют строить бизнес-центр с автопарковой, но переживать за судьбу исторических зданий не стоит - сносить их не планируют.

Фото: tartanparty.blogspot.ru

 

Газгольдер в Сангальском саду

 

Многим знаком заводской сад Сан-Галли на Лиговском, который является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, появившегося в здешних местах в далеком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя, изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли.

В 1867 году на территории был возведен весьма необычный газгольдер. Он, в отличие от своих собратьев, не снабжал газом фонари, а хранил запасы горючего для нужд предприятия. Также отличает этот газгольдер и форма - он вовсе не круглый, а шестигранный и больше всего напоминает гайку.

Архитектор Фейерзен сделал проект здания, выполненный в привычной для тех времен смеси «промышленного стиля» с неорусским. Красный кирпич, редкие элементы древнерусского творчества, маленькие окошки, угловатая крыша, шестиугольная форма: газгольдер больше напоминал не современное промышленное сооружение, а крепостную башню Древней Руси.

Использовали «гайку» не так долго - уже в 1894 году ее переоборудовали под обыкновенный склад, а в 2012 году газгольдер отремонтировали, почистили от копоти и грязи и превратили в огромный клуб.

Фото: metronews.ru
 

Фото: realty.rbc.ru

 

Газгольдер Спиртоочистного завода

 

С Екатерингофского моста открывается отличный вид на желтое круглое строение. Это единственный доживший до нашего времени газгольдер Спиртоочистного завода, построенного в конце XIX века (всего их было два).

При этом газгольдер никогда не использовался для питания газом петербургских фонарей, а был построен для снабжения частного Спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Данных о дате постройки газгольдера и его авторе найти не могут.

Газгольдер использовали по назначению непродолжительное время. Сегодня он стал памятником эпохи ранней газификации Петербурга, а также базой научно-исследовательского института синтетического каучука.

Фото: citywalls.ru

 

Газгольдер французского газового завода

 

Есть в Петербурге Газовая улица, которую в свое время называли "Газовой пустошью", хотя строений здесь хватало. Одной из ее достопримечательностей является как раз-таки газгольдер.

Построили его в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского специально для французского газового завода, который располагался неподалеку и был предназначен для переработки и хранения природного газа, использовавшегося для обеспечения уличного освещения.

Всего концу XIX века в Петербурге было построено пять газовых заводов общей мощностью 30 мл. куб. метров газа в год. Однако уже в 1886 году рядом с газовыми заводами строится электростанция, и вскоре Петербург переходит на электрическое освещение.

Фото: fiesta.city

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Лучшее в городе

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы