USD 30.03.2024 92.3660 0.1032
USD ММВБ 17:07 92.1125  
EUR 30.03.2024 99.5299 -0.1758
EUR ММВБ 17:07 99.4054  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Дети с особым запросом на жизнь

Где и как воспитывают одаренных детей в Петербурге.

Трудно не согласиться, что именно от системы обучения детей во многом зависит будущее всей страны. В прошлом году на федеральном уровне была принята концепция, в соответствии с которой каждый регион должен активно искать и развивать молодые таланты. "Санкт-Петербург.ру" узнал, где в нашем городе учатся юные дарования и какой подход нужен к таким детям.

Что значит быть одаренным 

Интересно, что у ученых нет однозначного мнения, какого ребенка можно считать одаренным. Ряд психологов и педагогов признают только врожденную одаренность, некоторые считают ее гармоничным развитием с грудничкового возраста. Одни полагают, что все дети с развитым интеллектом могут называться одаренными, другие уверены, что такой ребенок обязательно должен обладать творческим потенциалом. Но в одном они согласны: одаренные дети, в любом понимании, отличаются от сверстников, и им необходимо создать особые условия обучения и развития.

Николай Петров, двукратный победитель всероссийской олимпиады по астрономии, выпускник физико-математического лицея №30, уверен, что смог почти "по максимуму реализовать себя за школьные годы". На счету Николая многократное участие в различных предметных олимпиадах, успешные выступления на научно-практических конференциях школьников, на которых он представлял собственные исследовательские проекты по физике. В прошлом году за выдающиеся успехи в учении молодому человеку была присуждена премия Президента РФ в рамках приоритетной национальной программы "Образование".

 "Где-то в начале 11-го класса мне надоело решать придуманные кем-то олимпиадные задачи, и я решил попробовать себя в каком-нибудь настоящем исследовательском проекте, - рассказывает Николай. - Собрал команду ребят и решил исследовать один интересный гидродинамический эффект. В принципе, непосредственно этой темой никто никогда не занимался, а значит, работа обещала быть интересной, с элементом реальной научной новизны". Талантливый ученик не скрывает, что помимо личных заслуг, за его достижениями стоит большая работа педагогов и материальные возможности лицея. "В нашей школе есть замечательная физическая лаборатория, в которой при желании даже школьник может делать настоящие исследовательские работы, - объясняет Николай. - За три месяца упорных трудов мы сделали весьма неплохой проект".

 Дети с особым запросом на жизнь

Молодой человек подчеркивает необходимость особой финансовой поддержки гимназий и лицеев, а также юных талантов. "Для самореализации почти всегда требуются деньги. Мне приходилось уже с конца 10-го класса подрабатывать репетитором по математике и физике. Это полезный опыт, но, например, государственная стипендиальная программа для школьников старших классов могла бы стать решением этой проблемы. Выбирать стипендиатов можно по совокупности успеваемости, результатов участия в олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях".

Но нельзя не отметить, что разница в уровне образования учеников физмат лицеев и гимназий часто приводит к трудностям общения со сверстниками из других школ. "В нашей школе обычно 4-5 классов в каждой параллели. В таком большом коллективе всегда можно найти друзей и единомышленников. А общаться с ребятами не из лицея менее интересно".

Однако молодой человек уверяет, что с возрастом научился находить общий язык с разными людьми. Этот полезный навык он сможет применить уже в сентябре. Ведь этим летом Николай — обладатель целой коллекции дипломов олимпиад - без экзаменов поступил в МГУ на физический факультет. Несмотря на то, что баллы ЕГЭ никак не повлияли на его зачисление, молодой человек возмущен процедурой проведения экзаменов в этом году: "Реальные задания были в Интернете за два дня до экзамена. Проходные баллы в вузы подскочили на 50-60 баллов. Из-за огромного количества списавших даже ребятам из лицеев и гимназий было не так-то просто поступить в хороший вуз".

Где учатся юные таланты


В Петербурге нет специальных школ для одаренных детей, но есть несколько рейтингов, которые включают общеобразовательные учреждения, которые считаются лучшими в Петербурге. Например, городская интернет-газета "Фонтанка.ру" ежегодно составляет список 50-ти школ, чьи выпускники получили самые высокие баллы по ЕГЭ. Кроме того, интернет-портал shkola-spb.ru публикует список образовательных учреждений, чьи ученики показали высокие результаты на предметных олимпиадах. Строго говоря, в оба рейтинга попадают практически одни и те же школы. Ряд таких учреждений готовит учеников по уникальным программам повышенного уровня и зачисляет детей только по результатам вступительных предметных экзаменов. В городе особо славятся лицеи и гимназии с физико-математическим уклоном. Например, лицеи №239, №30, "Физико-техническая школа", Академическая гимназия СПБГУ и другие.

Однако в последнее время научное и педагогическое сообщество серьезно обеспокоено судьбой лучших школ города. Опасения связаны с новым законом "Об образовании", который начнет действовать с начала этого учебного года. По мнению некоторых специалистов, лицеи и гимназии могут лишить особых статусов, а значит, преимуществ в финансировании и выборе программ обучения. Таким образом, они будут приравнены к обычным школам, а одаренные дети не смогут получать соответствующее образование.

 Дети с особым запросом на жизнь

Так, по целому ряду направлений новый закон активно критиковал в прессе руководитель знаменитого лицея "Два три девять" Сергей Рукшин. Наставник двух филдсовских лауреатов (высшая премия в области математики — ред.) Георгия Перельмана и Станислава Смирнова, действующий член Общественного совета Минобрнауки крайне обеспокоен будущим статусом гимназий и лицеев. Он неоднократно заявлял о том, что при разработке законопроекта не было учтено как мнение самих педагогов, так и мнение совета. В свою очередь, статс-секретарь Минобрнауки Наталья Третьяк заявила, что "лицеи и гимназии сохранят свои наименования". Более того, они получат более широкие возможности для дополнительного и дошкольного образования. Пока не ясно, чем вызваны такие разночтения нового закона. Но, вероятно, о реальных изменениях системы школьного образования, можно будет судить лишь с 1 сентября.

Кроме того,  в Петербурге появятся губернаторский и президентский физико-математические лицеи. Об этом сегодня на педагогическом совете в Михайловском дворце сообщила председатель комитета по образованию Жанна Воробьева. Оба лицея будут созданы на базе сильнейших физико-математических школ города  - №239 Центрального района и №30 Василеостровского района.  В эти лицеи будут зачислять школьников, добившихся особых результатов в учебе и научно-исследовательской деятельности. Список одаренных детей составит Правительство города.

А пока самый простой способ получить знания сверх школьной программы — это обучение в центре дополнительного образования. Сейчас у многих школ есть свой центр, где работает, по меньшей мере, 2-3 кружка. Основное внимание уделяют дополнительным занятиям научно-технической, спортивно-технической и художественной направленности. В гимназиях и лицеях выбор гораздо шире, но в некоторые секции они приглашают заниматься ребят и из других школ. На дополнительных занятиях школьники могут не только изучать такие специфические области, как робототехника или программирование, но и получать углубленные знания по разным предметам. Например, по мировой художественной культуре, экономике, правоведению, астрономии — эти дисциплины преподают не во всех школах.

Кроме того, есть центры дополнительного образования, в которых созданы специальные программы для одаренных детей, там действует конкурсный отбор. Так, например, при Центре "12 коллегий" уже более 20-ти лет работает "Программа развития интеллектуально одаренной молодежи". Обучение на курсе длится три года.

 Дети с особым запросом на жизнь

"Мы проводим набор каждую весну. В этом году мы протестировали семиклассников из 32-х общеобразовательных школ, - говорит психолог и коммерческий директор Центра "12 коллегий" Ольга Сорина. — Это около 1 тыс. 200 человек. Они прошли проверку на интеллект, креативность, мы определили их личностные особенности. В итоге набрали группу из 75-ти человек".

Но несмотря на большое количество бесплатных кружков, секций и клубов для школьников, иногда ребята просто не знают об их существовании. В городе нет четкой информационной политики в отношении всех работающих организаций и центров дополнительного образования, не хватает рекламы. "Иногда я узнавал об интересных мне занятиях слишком поздно, чтобы начать туда ходить, - делится личным опытом выпускник лицея №30 Николай Петров. - Несколько раз сталкивался с пустующими бесплатными курсами в разных организациях. Я считаю, что необходимо создать единый сайт и разместить на нем информацию обо всех образовательных возможностях города".

Как ищут детей с большим потенциалом


Чаще всего, одаренные дети выделяются среди одноклассников: у них более высокий уровень развития, широкий кругозор, они добиваются особых успехов в учебе. Но есть среди них и те, кто остаются в тени, они не заметны в школе. Именно поэтому так важно искать одаренных детей. Самый известный способ — это, безусловно, предметные олимпиады разных уровней. В Петербурге с 2006 года активно работает Центр городских предметных олимпиад при Городском Дворце творчества юных, который занимается проведением и поддержкой региональных, городских и всероссийских олимпиад.

"Мы приглашаем в секции победителей и призеров районных и региональных олимпиад предыдущего года, - объясняет схему работы заведующая Центром олимпиад Екатерина Зуева. — В кружках ребята занимаются раз в неделю по 2 - 4 часа. С ними работают три категории педагогов: преподаватели ведущих университетов города, лучшие учителя, методисты и педагоги дополнительного образования. У нас есть и руководитель кружка, который координирует, организует работу и встречается с детьми каждое занятие".

Вообще, в городе довольно много центров, которые готовят одаренных школьников к олимпиадам, в том числе международным. Например, уже более десяти лет Химический центр при лицее №239 показывает выдающиеся результаты. Педагог дополнительного образования Борис Миссюль помимо интенсивных занятий теорией и практикой, предлагает своим ученикам  заковыристые задачки собственного сочинения. Такой творческий подход к обучению развивает нестандартное мышление, благодаря которому подопечные центра ежегодно становятся призерами и победителями различных олимпиад по химии.

Помимо предметных олимпиад петербургские школьники могут участвовать в научно-практических конференциях, на которых они должны представить свои реферативные и исследовательские работы. Но, к сожалению, участие в конференциях не дает никаких льгот при поступлении в вуз, поэтому ребята не так активно в них участвуют.

Однако ряд психологов отмечают, что способные дети иногда просто не ходят ни на олимпиады, ни на какие-либо другие серьезные интеллектуальные состязания. Специалисты предлагают выявлять способности таких детей с помощью тестов, методик и диагностических программ. Но скептическое отношение к различным психологическим тестам в нашей стране привело к тому, что способности ребенка можно проверить только в частных психологических центрах. Кроме того, серьезным препятствием на пути массовой проверки способностей в школах стало отсутствие психолога. Зарплата этого специалиста все еще не предусмотрена в школьном бюджете. Первый заместитель председателя комитета по образованию Юрий Соляников отметил, что при необходимости дети могут получить помощь в психолого-педагогических и медико-социальных центрах, которые работают в каждом районе города.

P.S.
В Петербурге довольно много разных учреждений, которые позволяют одаренным детям развивать свои способности и потенциал. Еще больше в городе увлеченных и активных педагогов, которые готовы отдавать все силы своим ученикам. Основные проблемы кроются в отсутствии отлаженной системы  работы с одаренными детьми. Точечное обучение и развитие юных талантов приводит к тому, что поиск будущих ученых, политиков и других выдающихся деятелей часто ограничивается только олимпиадами. Недостаточное финансирование дополнительных занятий, слабое информирование школьников о внеурочных секциях и кружках приводит к потере возможности помочь одаренному ребенку найти место в жизни.

Камилла Пусурманова

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы