USD 25.04.2024 92.5058 -0.7860
USD ММВБ 00:05 93.3399  
EUR 25.04.2024 98.9118 -0.6491
EUR ММВБ 00:05 99.5728  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Петербургские истории: приемная мать о законе Димы Яковлева

«Санкт-Петербург.ру» поговорил с матерью приемного ребенка и узнал, почему детей из детского дома не надо брать из жалости.

Петербургские школы приемных родителей заполнены "студентами": с некоторых пор запись в них ведется на несколько месяцев вперед, сообщает общественная организации "Отказники Петербурга". То, к чему стремились наши чиновники, говорят в учреждении, осуществляется. Число горожан, желающих взять ребенка из детского дома, увеличилось именно благодаря пропаганде закона Димы Яковлева. Вместе с тем специалисты прогнозируют волну возврата детей в детские учреждение уже через год. Это будет связано со спадом альтруистических чувств у приемных родителей и их вступлением в будничную жизнь с незнакомым ребенком. "Санкт-Петербург.ру" поговорил с матерью приемного ребенка и узнал, зачем брать на воспитание детдомовца и почему этого не стоит делать из жалости. 

История Евгении Тихомировой

Евгения воспитывает двух сыновей — одного, как она выражается, "самодельного" и одного приемного. Ребенок из детского дома живет с ней уже несколько месяцев, но документы на его усыновление еще находятся в процессе оформления. С приемным сыном Сашей женщина познакомилась больше года назад в социально-реабилитационном центре "Вера", занимающимся возвратом детей в кровные семьи. Она координировала этот центр, а также была волонтером в общественной организации "Петербургские родители".

 Петербургские истории: приемная мать о законе Димы Яковлева
Евгения Тихомирова
Фото: из личного архива героини

Никто не знал, куда исчезли Сашины родители. Неизвестным образом он оказался со своей сестрой Клавой в "Вере". Благодаря этому центру в свои кровные семьи возвращается порядка 70-80% находящихся там детей, но семью этих ребят найти так и не удалось. Все, что помнил семилетний мальчик о своем отце, так это то, что он варил утром детям по куриному яйцу и уходил на весь день, оставляя брата с сестрой одних. Мама, по его словам, тоже все время отсутствовала и была в тяжелых отношениях с папой. Сестра Клава — немногим старше своего брата — буквально сама воспитывала мальчика. Сейчас девочка находится в другой семье: центр по определенным причинам не рекомендовал устраивать Сашу и Клаву к одним приемным родителям.

До того, как приемная мать решилась на усыновление, между Евгенией и сыном была "гостевая" форма отношений — она забирала его к себе в гости на дачу летом. "После того, как мальчик стал ездить к нам в гости, он ко мне сильно прикипел, — рассказывает Евгения. — Стал каждый день звонить и всех, кто был по близости, предупреждать: "Тихо, тихо, я с мамой разговариваю!". Мне было приятно и смешно, но я это сразу пресекла. Я не планировала никого усыновлять. Эти правила игры принял и Саша".

Продолжая "волонтерить" в "Вере", приемная мать стала активно участвовать в обсуждениях по устройству Саши в семью. Евгения долгое время общалась с его потенциальными родительницами, однако вскоре решила сама стать ему мамой.

"Пришлось пободаться c одной мамочкой, собиравшейся усыновить моего Сашу, — вспоминает женщина. — Она не видела его живьем, только на фотографии, не учитывала его особенностей. А между тем, они у него были — вечно больные легкие, патология речи… Он живой, со всем этим справляется, но у этой женщины речь, скорей, о фантазиях шла. Она представляла, что вот она состарится и вокруг нее соберутся эти дети, облагороженные ее добродетелью. Только не факт, что они вообще захотят с вами быть, когда вы состаритесь. Существует масса примеров, когда дети вырастали, и произносилась простая и естественная фраза: "всем спасибо, все свободны". Надо понимать,  что только у тебя на детей есть какие-то планы — у самих детей их нет. Они совсем другие… Кроме того, у воспитанников детдома существует куча кризисов и проблем. Абсолютно нормальна ситуация с детским воровством. На что приемные родители обычно реагируют: "Да как он мог, чем он мне отплатил?!" Он вам вообще не должен ничего платить — ребенок  даже не знает, что с вами теперь делать. Как быть с таким свалившимся на него счастьем. Его бы пережить просто.

 Петербургские истории: приемная мать о законе Димы Яковлева
Сыновья Евгении Тихомировой Матвей и Саша (справа)

Более того, многие потенциальные родители хотят сделать доброе дело, сохранив при этом свою зону комфорта. "Я вот сижу на диванчике, телевизор смотрю, отчего бы не взять ребеночка, чтобы он сидел в соседней комнате и делал уроки", —  думают они.  А вот как бы не так: ребенок не будет в соседней комнате сидеть, он будет хватать вас за нос, задницу и другие места. О "зоне комфорта" можно будет забыть навсегда".

Как усыновить ребенка — инструкция

Шаг первый.
Чтобы усыновить ребенка, сперва надо получить заключение о возможности быть усыновителем. Его предоставляет орган опеки и попечительства по месту жительства заявителя. Для его оформления нужно подать в соцопеку заявление с соответствующей просьбой и приложить документы:

1) паспорт
2) краткая автобиография
3) справка с места работы с указанием должности и зарплаты либо копия декларации о доходах (действительна в течение года)
4) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение
5) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действительна в течение года)
6) медицинское заключение о состоянии здоровья (действительно в течение трех месяцев)
7) копия свидетельства о браке (если состоит в браке)

Учреждение делает заключение на основании этих документов и акта обследования условий жизни потенциального усыновителя. Готовится оно в течение 15 дней.

Шаг второй.
Затем будущего родителя ставят на учет кандидатов в усыновители и предоставляют ему информацию о детях, которые могут быть усыновлены. Также он получает направление для посещения этих детей по месту их нахождения.

Для получения информации о детях из регионального или федерального банка данных соответствующему оператору нужно предоставить паспорт и еще один пакет документов:

1) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящейся в государственном банке информацией о детях, соответствующих вашим пожеланиям
2) анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, с указанием личных данных и пожеланий относительно приемного ребенка
3) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем

Шаг третий. Далее следует установление усыновления или удочерения в судебном порядке. В суд по месту жительства ребенка надо подать заявление и приложить к нему очередной пакет документов в двух экземплярах:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя, если он не состоит в браке (если состоит, то необходимо свидетельство о браке)
2) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года.
3) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя
4) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах
5) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение
6) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители

Шаг четвертый. После удовлетворения судом просьбы об усыновлении следует послесудебное оформление. Оно предусматривает регистрацию соответствующего акта в ЗАГСе по месту жительства усыновителя.

Следует отметить, что усыновление и опека - это разные формы устройства ребенка в семью. При оформлении опеки судебного решения не требуется.

И все-таки, зачем вам ребенок?

Многие потенциальные усыновители, обучающиеся в школе приемных родителей, часто не понимают, зачем им нужны эти курсы. Им кажется, что они итак знают, как обращаться с детьми и только сердятся на ненужное, по их мнению, затягивание времени. Однако, как выясняется, мало кто из них может сам себе дать конструктивное объяснение, зачем ему нужен ребенок из детского дома.

"Психологи выделяют разные виды мотивации на то, чтобы стать приемными родителями, — рассказывает Евгения Тихомирова. — Правильная мотивация — это когда будущая приемная мать, например, заработала достаточно денег, вырастила своих детей и чувствует, что у нее остались силы на еще одного ребенка. Или же она не хочет, чтобы у нее пропали какие-то навыки — шитье, вязание — и ей необходимо кого-то этому обучить.

Петербургские истории: приемная мать о законе Димы Яковлева

А вот жалость к сироте — плохой мотиватор. Она подразумевает следующее: я тебя сейчас пожалею, а ты потом мне за это спасибо скажешь. Как я уже говорила, никто никому спасибо не скажет: детям это не свойственно. "У меня есть мама, а у мамы есть я — это круто", — считает ребенок и ни о какой вселенской благодарности по отношению к вам не задумывается.

В плане детей-инвалидов, действительно не понятно, какая может быть причина для усыновления, кроме жалости. Наверное, сильная симпатия к конкретному ребенку. Им реально тяжелее, чем всем остальным, но их, скорей, надо уважать за это, а не жалеть.

Это вообще сложная тема и касается уже не правильной мотивации, а состояния общества. От того, как оно развито, зависит отношение людей к инвалидам. Например, в муравьином сообществе индивиды кормят муравья-инвалида до тех пор, пока он способен делать движения своими усиками и подавать хоть малейшие признаки жизни.  Списывают со счетов его только при полном  физическом уничтожении. У нас же все совершенно по-другому. Известна история, как одна девочка-инвалид ездила в университет на метро на своей  коляске и в один день, как обычно подъехав к дверям вестибюля, она увидела предостережение, что инвалидам-колясочникам больше нельзя пользоваться подземкой. Власти решили сделать метрополитен более безопасным для инвалидов, исключив из него самих инвалидов. При таком отношении я даже не знаю, чем и как нужно мотивировать русских, чтобы они брали детей с отклонениями из детских домов. Если бы я сейчас взяла такого ребенка, то моя социальная активность сузилась бы в разы. Мы бы элементарно не смогли с ним никуда выйти — у нас нет в городе мест, рассчитанных на инвалидов. Даже для мам с колясками и велосипедистов нет дорожек на тротуарах, что уж говорить  колясочниках. И я уже молчу о том, что государство не сможет гарантировать моему чаду какое бы то ни было трудоустройство — такую работу, которая будет нужна не только инвалиду, но и государству".

И действительно, если на усыновление полноценных детей в Петербурге есть спрос, то сирот-инвалидов в семьи не берет практически никто. В прошлом году в Северной столице не усыновили ни одного такого ребенка, тогда как иностранные граждане приняли в свои семьи 14 маленьких петербуржцев с отклонениями. В таких условиях введение запрета на иностранное усыновление, предусмотренного законом Димы Яковлева, редкому социальному работнику не кажется политическим самодурством.

"Видела по телевизору, как Путин хвалил родителя, усыновившего ребенка-инвалида, и добавил: "Надеюсь, здесь многие последуют его примеру". Хочется спросить, а многие — это сколько в штуках? И какие вообще есть для этого предпосылки? Денежное стимулирование в размере 100 тыс. руб.? Откуда взялась эта сумма? Кто поинтересовался, чего им действительно не хватает? Почему, когда строят заводы, всегда делают расчеты и устанавливают сроки, а в сфере социальной политики и детского сиротства у нас каждый — свободный художник? Вместо странных назиданий наш президент должен был сказать на той встрече: "поднимите руку, кто готов усыновить инвалидов, давайте-ка я вас подсчитаю". Толка бы от этого было больше. Закон Димы Яковлева то приняли, но что с ним теперь делать? Как всегда, под ним нет абсолютно никакой научной базы".

Чем заканчиваются родительские фантазии

Если родитель имеет изначально ложную мотивацию на усыновление, рано или поздно его приемное чадо разочарует благодетеля своими выходками. В таких случаях ребенка, чаще всего, возвращают обратно в детское учреждение. Если после этого ребята, как во многих случаях, не заканчивают жизнь самоубийством, то всю оставшуюся жизнь чувствуют себя неполноценными.

"Ребенок должен быть все время с мамой и ни на что не отвлекаться. А здесь его в семью берет одна, вторая, третья женщина. У всех разный характер, разный темперамент и, главное, все от дитя чего-то хотят. Представьте, вы ждете молодого человека с работы, приготовили ужин, надели красивое платье… И тут в квартиру заходит совершенно незнакомый вам мужчина. А завтра еще один — новый — и послезавтра. Причем все они одинаково будут представляться вашими возлюбленными.  Готова поспорить, что очень скоро вы — взрослый человек — потеряете почву под ногами. А о детях я уже и не говорю".

С появлением приемного ребенка Евгения практически перестала заниматься волонтерской деятельностью. По ее словам, усыновление — это следующий шаг, более глубокая помощь. Сначала ты участвуешь в жизни детей из детского дома со стороны, даришь подарки и организовываешь сбор средств, а потом в один прекрасный день забираешь одного из ребят к себе домой. Таким образом, Евгения пришла к роли приемной матери более подготовленной и не понаслышке знала, с чем ей придется столкнуться.

Петербургские истории: приемная мать о законе Димы Яковлева

"В нашем обществе нет никакой терпимости к сиротам, особенно в детском саду и школе. У приемного ребенка процесс адаптации может продлиться до трех лет, и все это время он будет вести себя неадекватно. Учителя и воспитатели этого не знают, и начинают капать приемным родителям на мозги. Говорят, что ваш ребенок плохой и что его надо вернуть. Всему виной недостаток информации. И учителя, и родители должны знать, что ребенок из детдома, пока он не привык к новым условиям, будет каждый день новый. Каждое утро я не знаю, каким мой Саша будет сегодня. Например, вчера вечером я учила ребенка правильно спать. Не все могут справиться с такими странностями и поведением приемного чада. Родители начинают орать на своих детей, потом бить. А что еще им делать — они не знают. Поэтому рядом должен быть тот, кто знает. В школах зачастую таких специалистов нет. Этим проблемами занимаются социально-реабилитационные центры, вроде "Веры". Но не у всех есть возможность туда обратиться — они есть не во всех районах Петербурга. Социальная опека, зачастую сопровождающая такие семьи, этими вопросами может заниматься только разве что из человеческого сочувствия. А оно, как известно, не оплачивается. У них ведь как: родители в канаве грязные не валяются, и слава богу, значит у них все хорошо".

Деятельность органов опеки и попечительства уже давно стала притчей во языцех среди социально-незащищенных слоев населения. В частности, сфера детского сиротства регулируется этими учреждениями согласно творческому порыву отдельного взятого соцработника.

"Грубо говоря, если ты понравился социальному работнику, то ребенка тебе дадут, а если нет - пеняй на себя. При этом причины отказа в усыновлении могут быть самыми нелепыми, вплоть до непрокрашенных дверных косяков. Здесь нет абсолютно никакой системы, в качестве регламента выступает единственно человеческий фактор", — считает приемная мать.

Усыновление как терапия от эгоизма

"Итак, вы спрашиваете, можно ли, взяв ребенка из детского дома, вылечиться от эгоизма? — подытоживает Евгения. — Думаю, можно. Но это исцеление не значит, что вы перестанете жить для себя и будете жить для других. Чаще всего, усыновление и рождение детей идет на пользу именно вам. Я вот долгое время хотела сдать на водительские права, но все время откладывала. А тут ребенок появился, и они на пару с родным сыном просят купить машину. Вот, откладывать перестала, пойду учиться. Дети — это всегда огромный стимул для работы над собой. По ним очень хорошо можно определять свое психологическое состояние. Они — зеркало. Посмотри на них и увидишь, что происходит с тобой и над чем тебе надо поработать".

Валерия Лобжанидзе, "Санкт-Петербург.ру"

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы