USD 17.04.2024 94.0742 +0.4851
USD ММВБ 17:09 94.2681  
EUR 17.04.2024 99.9341 +0.1407
EUR ММВБ 17:09 100.1224  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Игры взрослых кинематографистов. Во вторник будут объявлены победители "Кинотавра"

16 Июня 2003, 16:27

Сочинский кинофорум вышел на финишную прямую. Во вторник поздно вечером станут известны имена победителей. Всякий фестиваль по определению имеет дело со сливками кинопродукции. Поначалу, однако, было ощущение, что зрителям показывают ее отстой. Затем ситуация несколько выправилась и показалась не такой уж безнадежной для нашего кино. Как, впрочем, и для наших зрителей.

Прилетевший на фестиваль два дня спустя после его начала художественный руководитель "Ералаша" Борис Грачевский высыпал горсть анекдотов, из которых самым актуальным оказался следующий. Один кинорежиссер говорит другому: "Летел в самолете, где по видео показывали твой фильм". - "Ну, и как?" - "Ты знаешь, никто не вышел".

На сочинском фестивале самая большая проблема - не выйти из зала во время просмотра. Каторгой было досмотреть "Игру в модерн" (режиссеры Максим Коростышевский и Игорь Ефимов) и "Притяжение" (Василий Сериков). Обе ленты - игра в кино. Притом - в ненастоящее, в "как бы кино", где к вашим услугам весь набор острых кинематографических приемов - от дерзких ракурсов до динамичных монтажных стыков. Это при полном отсутствии натуральных чувств, живой мысли. Амбициозная пустота бывает особенно мучительной.

А вот "Кавказская рулетка" (режиссер Федор Попов) - это "как бы жизнь". Пересеклись в купе вагона судьбы двух матерей: одной - что помоложе (артистка Татьяна Мещеркина), другой - что постарше (Нина Усатова). Обе истерзались по сгинувшим на чеченской войне детям. Это по сценарию. На самом деле видишь в героинях не столько страдальцев, сколько трубадуров боли, манифестантов страданий. Работа у них такая, их назначение в этом. Сделана она натужно, без толики вдохновения.

Путешествием во внутреннюю жизнь человека можно счесть, правда, с большими натяжками, сразу несколько лент. Это, конечно, картина, представляющая на "Кинотавре" город Питер, "Не делайте бисквиты в плохом настроении" (Григорий Никулин). Поэтесса средних лет (хорошая артистка Эра Зиганшина) настолько разочаровалась в жизни, что хотела упасть с разводного моста, но не решилась. Случайный прохожий, человек опять же среднего возраста (и тоже хороший артист Сергей Донцов), соглашается уважить последнее желание приговорившей себя к смерти женщины - открыть газ в духовке после того, как она примет сильное снотворное. Женщина засыпает, а мужчина в хорошем настроении изготовляет кремовый торт невиданный красоты и уходит. Когда самоубийца выспалась, то вкусила его и обнаружила вкус к жизни.

Кинофильм "Фото" (Александр Галин) погружает зрителей во внутреннюю жизнь опять же художника - ведь она, как всем давно известно, является наиболее глубокой, некоторые считают ее бездонной. Встретились на берегу Волги два друга и разбираются, кому из них больше эта самая жизнь удалась (или: больше не удалась). Оба когда-то (лет 30 назад) были фотографами. Видимо, хорошими, раз их снимок, запечатлевший обнаженную грудь любимой женщины (артистка Ольга Остроумова), поместил знаменитый чешский фотографический журнал. Теперь один из них стал бомжом (артист Николай Караченцов), а другой - олигархом (артист Александр Калягин). И оба глубоко неудовлетворены своей участью.

Замеченный на "Кинотавре" господин Шлегель, полпред Венецианского кинофестиваля, в частном разговоре о своих первых впечатлениях сказал почти шепотом: "Извините, но это ужас". Более сложную гамму чувств вызывают исторические экскурсы наших кинематографистов.

"Вторая невеста императора" - это уже пятый фильм из эпохального цикла Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов". Рассказывает он о наименее известном широкой публике фрагменте отечественной истории. О том времени, когда хозяином земли Русской стал симпатичный девятилетний мальчуган Петр II. В связи с последним обстоятельством обострилась борьба боярских кланов за право быть ближе к телу его маленького Высочества. Ближе прочих оказались князья Долгорукие (артисты Дмитрий Харатьян и Алексей Жарков). Никому это счастья не принесло. Менее всего - юному монарху (Дмитрий Веркеенко).

Не менее трагичной оказалась судьба другого российского императора Павла I. Она поведана в фильме Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел". Исполнитель заглавной роли Виктор Сухоруков - один из главных претендентов на награду в номинации "лучшая мужская роль".

Что может заинтересовать рядового зрителя в обеих картинах, так это нехрестоматийная история. Частная жизнь императорских особ предстает во всем своем житейском многообразии, со всеми рефлексами и комплексами, безобразиями и возвышенными страстями, столь свойственными и людям, не обремененным властью. Что юный Петр, что взрослый Павел, что их придворные, как титулованные, так и нетитулованные, - все они люди, как ты да я, как те, кто смотрят из "Окон" семейно-бытовых ток-шоу. Просто иной антураж, иные запросы, иной уровень ответственности перед матерью-историей. Иные нравственные высоты. Ну, и другие моральные падения.

В падениях царственных персон - вся прелесть. По всей вероятности, мы находимся в преддверии нового тематического бума в нашем кинематографе, а именно: историко-монархического. По аналогии с историко-революционным в советские годы.

Нежданным откровением стал фильм "Старухи" Геннадия Сидорова (не следует путать с другим Сидоровым - Алексеем, который поставил "Бригаду"). С одной стороны, фильм прост, как добросовестная этнографическая зарисовка. С другой, на поверку - картина метафорическая.

Вроде бы перед нами очередная так называемая чернуха. Покосившаяся русская деревня, брошенные избы, поросшие бурьяном поля, четыре старухи, один подросток-даун... Но в фильме эта чернуха предстает не унылой, а почему-то веселой, даже бесшабашной. И при этом никакой романтики и тем более лирики в отношении к этой действительности у автора нет и в помине. Напротив, есть жесткость. Она - в сюжетном повороте. В одном из брошенных домов поселяется семья беженцев-узбеков. Она быстро обживается, обустраивается... Тут-то добрые русские женщины и поджигают кров чужаков. Те еле ноги унесли, но в беде их добрые русские поджигательницы не оставили: дали им новый кров, благо брошенных изб - что грязи, пригрели, накормили. Худая ссора кончается добрым миром. В отдельно взятой русской деревне сошлись Восток и Запад. Киноэтнография обернулась кинопритчей о темной и безотчетной ненависти русского человека, в глубине которого еще можно найти какие-то рефлексы и рецидивы опять же безотчетной доброты.

Те же мотивы в разной степени свойственны и "Бабусе" (режиссер Лидия Боброва), и "Правде о щелпах" (режиссер Алексей Мурадов), которая названа сердитой комедией. Стоит признать, тенденция отрадная: российский кинематограф расширяет географию своего интереса. Это ведь уже не "как бы жизнь". Это фильмы со знаком подлинности. Как и та лента, которая завершит конкурсную программу, - "Магнитные бури", о достоинствах и особенностях которой "Известия" уже писали.

Жюри фестиваля, возглавляемое режиссером Валерием Тодоровским, предстоит трудный выбор. Но не потому, что наград-пряников может не хватить на всех. Скорее наоборот: достойных претендентов на них из конкурсной программы не так уж и много.

Обсудить в форуме

Известия.Ру

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы