После ремонта в Кронштадте «Красин» пришвартовался у вечной стоянки на набережной Лейтенанта Шмидта. Ледокол-музей - хоть и с не большой заминкой по срокам (на день позже обещанного срока) – повторил путь «Авроры» и без происшествий прошел все острые углы берегов Невы.
Прямая трансляция, повышенное внимание прессы, одобрительные крики петербуржцев на набережных - действо сопровождалось почти теми же «атрибутами», что и путешествие "Авроры" по Неве. Однако «торжественную» церемонию встречи было решено перенести на другой день – когда корабль будет окончательно подготовлен к приему посетителей. Это должно произойти примерно через неделю.
Буксировкой судна занимались лоцманы Александр Малышев и Владимир Вдовин. Они рассказали «Санкт-Петербург.ру», что ошибки быть не могло – операция проходила без всякой «финансовой» подстраховки. «Размер «Красина» не большой – всего 100 метров. Но у него нет двигателя, то есть нельзя дать ход, невозможно переложить руль. Это было трудно, реально трудно. Мы выступали в роли дирижеров, музыкантами были буксиры, - объясняет Александр Малышев. - Самое трудное оказалось тащить «Красин» за шлюз якорного устройства – то есть мы прицепили ледокол не за центральную точку, а сбоку. Иначе можно было сорвать внутренний шлюз из-за солидного возраста «Красина». «Болтало» его очень сильно. Все это дело осложняли течения, ветер, узкие проходы».
Всего же на разработку пути и выяснение «неудобных» углов в маршруте специалисты, по словам Александра Малышева, потратили всего час работы. «Опыт позволяет. Самая главная работа проходила в реальном времени. На некоторых участках шли под 7 узлов, в узких - приходилось снижать ход», - поясняет он.
Авторы: Александр Малышев, @slon619 (instagram), @kochanoff (instagram), vk.com/miami27
Ледокол «Красин», напомним, отправился на ремонт в кронштатдский док месяц назад. Для того чтобы привести его в порядок, потребовалось 37 млн рублей, 6 тонн краски и остальных материалов. В итоге музей на плаву приобрел почти тот же вид, что имел в 1916 году, сходя со стапелей на заводе в городе Ньюкасл-апон-Тайн. Судно было построено английскими специалистами по заказу Российской империи.
Изначально кораблю присвоили имя «Святогор» («Красин» - с 1927 года) и отправили сопровождать британские суда с военными грузами в Архангельск. В 1918 году, как говорится на официальном сайте музея-ледокола, будущий «Красин» был затоплен – дабы преградить дорогу тем, кому только недавно пробивал дорогу – английским интервентам. Правда, делу это помогло мало. Иностранные "гости" подняли его и включили в состав собственного флота. До 1921 года "Красин" плавал под английским флагом, но в этом же году советское правительство выкупило судно.
Спустя семь лет – в 1928 году – «Красин» оказался единственным судном, пробившимся через ледяные покровы к Северному полюсу. Тем самым корабль смог принять на борт членов экспедиции генерала Умберто Нобиле, которые потерпели крушение. По дороге обратно ледокол также оказал помощь пассажирскому судну «Монте Сервантес», получившему пробоины, налетев на айсберг.
Во время Второй Мировой войны "Красин" участвовал в доставке военных и гуманитарных грузов в составе Северного конвоя PQ-15. Был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях. В 1950 году ледокол переделали в доках ГДР так, что впоследствии он мало напоминал первоначальный облик. Интересно, что из-за этого в фильме «Красная палатка» (1969) на роль «Красина» после «кастинга» был принят бывший финский ледокол «Яакарху»/Jääkarhu.
Музеем «Красин» стал в 1992 году. В 2016 году он отпразднует свое 100-летие.