Недавний вброс информации в СМИ о непростых взаимоотношениях TEZ Tour и «Аэрофлота» внес очередную порцию смятения в ряды туристов. «Собираемся как раз в Таиланд через две недели через Тез. Теперь сидим и не знаем, что делать... - вздыхает одна из клиентов компании Татьяна, - Вчера забронировали билеты. Мало того, что ценник поднялся на тур неслабо, так тут еще и «Аэрофлот» с заявлением».
Подобные настроения подтверждают данные авиаперевозчиков. Согласно статистике Пулково, пассажиропоток через петербургский хаб на международных линиях в октябре упал на 8,3% (до 516 тыс. человек) в сравнении с октябрем 2013 года. Аналогичная ситуация сохраняется в целом по стране. В числе основных причин – ослабление курса рубля и ожидание очередных банкротств турфирм.
Руководители TEZ Tour в этот день провели множество интервью и дали целую серию опровержений. Обвинения в долгах перед «Аэрофлотом» они отвергли, назвав трудности «рабочим моментом». В туркомпании предположили, что их авиа-партнеров не устроили намерения изменить условия действующего договора. Но негативный фон никуда не ушел.
Многозначительное молчание
Масло в огонь подливает и официальное молчание «Аэрофлота». «Нам пока не отвечают, так же как и всем, кто пытается. Написано, что представители "Аэрофлота" это не комментируют, нам тоже это пока никак не комментируют. Никаких официальных уведомлений мы об этом не получали», - рассказал «Коммерсантъ FM» гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер.
«Почему «Аэрофлот» молчит? Может, просто выжидают, или кто-то не хочет, чтобы это так просто разрешилось, а может, утечка информации произошла не от «Аэрофлота»... – рассуждает старший менеджер TEZ Tour Елена Потапенко. По ее словам, подобные обсуждения у клиентов породили неуверенность в дальнейшем.
«В соцсетях, конечно же, вспыхнула паника, в профессиональных пабликах, возможно, сами того не замечая, коллеги топят своих партнёров, ведь вы же в курсе, что такое сарафанное радио, - негодует она. – Но руководство TEZ Tour очень оперативно дало объяснения. Мы также ничего не скрываем от клиентов, стараемся дать полную информацию».
"Теория заговора"
Ни один здравомыслящий руководитель не будет говорить о негативном состоянии своего бизнеса, считает гендиректор сервиса для путешественников Sinbad.ru Рашид Велемеев. «Такое везде. Строители приходят в банк за кредитом и говорят: «Ребята, мы думаем, что потребительский спрос упадет на 50%, поэтому все будет плохо. И мы не сможем вернуть деньги». Что они еще могут сказать?.. Понятно, что весь бизнес рассчитывает на какой-то поворот, на возвращение спроса. Главное, чтобы СМИ не разгоняли эту волну. Ведь информация преподносится: «все жулики», - взывает предприниматель к прессе. – Также есть две теории заговора: происки влиятельных конкурентов и план властей по развитию внутреннего туризма. Мне не нравится ни одна из них».
Даже конкурирующим компаниям не выгодно раскачивать одну лодку, соглашается с бизнесменом Елена Потапенко. Туристы предпочитают пересидеть дома, чем на свой страх и риск идти в какую-либо другую туристическую компанию. «Может ли появиться новая крупная компания. Возможно, ведь депутаты выдвигали такое предложение - но на создание государственной», - говорит она.
Крымом и другими российскими курортами в один момент всех россиян не привлечешь, возражает независимый эксперт Татьяна Гаврилова, ранее возглавлявшая петербургское отделение Российского союза туриндустрии.
«От поездок за рубеж все равно не откажутся. Это просто разные вещи: на выходные можно съездить в соседние российские города, но отпуск – дело святое: хоть запрещайте, но нам все равно хочется на теплое море и пляжи, - говорит она. - Помните такое выражение: ненавязчивый советский сервис. Год тому назад я отдыхала в Севастополе (еще украинском). Мне обещали телевизор в номере, смену белья раз в три дня и ежедневно новое полотенце. Прожила четыре дня, и ни одной из этих услуг мне не предоставили. На пятый день пошла к руководству отеля, ответ был: почему вы еще не на пляже, зачем вам телевизор?»
На восстановление туристической отрасли в России после кризиса уйдет пять лет, рассуждает Рашид Велемеев. «И к этому времени вычистится рынок и откроет дорогу «большим ребятам» из-за границы, - уверен коммерсант. - Например, у нас еще не работает Expedia Travel (сервис онлайн бронирования авиабилетов и номеров в отелях – прим.ред.). Пока не работает. Есть некоторые амбиции у TUI. Но мне трудно судить об их бизнес-интересах», - говорит он.
Антиреклама тоже реклама
Подобная история, вспоминают эксперты, произошла недавно с «Версой». О финансовых проблемах турфирмы было еще известно за две недели до ее объявления о приостановке деятельности. Однако гендиректор компании Владимир Дорофеев незадолго до часа X, продолжал опровергать информацию об экономических проблемах предприятия.
В итоге 15 сентября компания призналась, что не может исполнять обязательства перед туристами. Всему причиной – негативный фон, который развернулся вокруг компании, оправдывались в «Версе». Такую же версию высказывали и в Ростуризме.
Дыма без огня не бывает, считает пресс-секретарь Северо-Западного отделения Союза Туриндустрии Павел Румянцев. Одними слухами уничтожить успешную компанию нельзя. «Хотя на мой взгляд, эта история больше похожа на часть информационной кампании. Не люблю выражение «черный пиар», - говорит он. – Есть ли противоядие? Думаю, нет. Мы могли видеть, как «Солвекс» и «Верса» старались быть максимально открытыми. Но это их не спасло».
Днем позже, 13 ноября, информагенство «ТАСС» распространило информацию, ссылаясь на слова представителя «Аэрофлота», якобы о долге (в 30 млн рублей) TEZ Tour перед авиакомпанией. Однако никакого официального подтверждения эти сведения также не получили.
TEZ Tour основана в 1994-м российскими бизнесменами Александром Буртиным и Александром Синигибским, а также турецким предпринимателем Левентом Айдыном. В октябре 2014 года туроператор сообщил, что завершил процесс оптимизации зимних программ. Планировалось сократить чартерные рейсы на большинстве направлений, а также перевести зимние программы на регулярную перевозку авиакомпаний «Аэрофлот», S7 и «Трансаэро».