USD 25.04.2024 92.5058 -0.7860
USD ММВБ 09:10 0.0000  
EUR 25.04.2024 98.9118 -0.6491
EUR ММВБ 09:10 0.0000  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Как Немцов и котики сплотили Петербург

В Петербурге прошла самая массовая акция оппозиции за несколько лет.

Сегодня в Петербурге прошла массовая акция в память о Борисе Немцове, убитом под стенами Кремля в ночь с 27 на 28 февраля. Городская администрация согласовывала мероприятие со скрипом: все-таки центр города - придется перекрывать движение. Митингующие собирались у “Горьковской” около 13:30, затем колонной прошествовали на Марсово поле.

У метро стояло около 20 полицейских машин и всего один скромный автозак. Собираться начали сразу у нескольких аллей - разворачивали транспаранты с лозунгами, фотографии Немцова, украинские и российские флаги, самодельные плакаты. Люди приходили с маленькими детьми - в колясках, с подросшими - на плечах и со взрослыми - держась за руки. У кого-то к одежде были привязаны белые ленточки, у кого-то - георгиевские. Рядом со мной 78-летний пенсионер связывал российский и украинский флажки черной и красной лентой. Другой дедушка доставал ленточки из пакета и раздавал цвета “Правого сектора” всем желающим. “А почему у вас в руках одновременно российский и украинский флаг?” - спросила я. У пенсионера в глазах стояли слезы, он показал по очереди на каждый флаг, потом в область сердца. “Вы поддерживаете политические взгляды Немцова?” - “Да, и всегда поддерживал. И этот… он еще смеет матери его, сколько ей, 88, кажется, “выражать соболезнования". Сам же и убил!”.

Стояли там же подростки с горящими свечами в ладонях. Но без украинских флагов и прочей атрибутики. В ответ на предложение полиции свернуть все флаги, кроме плакатов с Немцовым, они напару выдали: “Путин - х**ло!”, хотя у них не было никакой символики и даже цветов.  “Мне 15, ему 14. Мы петербуржцы. Наверное, нас так родители воспитали, вот мы и пришли, - рассказали мне ребята. - Мы уверены, что это убийство заказали в Кремле”.

Рядом группа людей с интересом слушала женщину, которая пересказывала телефонные разговоры с сестрой мужа, живущей в Славянске. “Мы не должны воевать, это чудовищно, как же так? Ведь мы всегда друг к другу в гости ездили, рабочие с предприятий на стажировки к нам приезжали, в моей квартире жили, а потом нам в санатории на Украину путевки дали! Ведь ни мы с ними, ни они с нами не хотят воевать!! Ну что этот Бандера, я раньше и знать его не знала!”

“С ума вы что ли сошли? Вы же в этой самой России и живете!!!” - перебила одна из участниц митинга, увидев лозунг: “Война с Украиной - преступление и позор России!”. “Да вы что тогда сюда вообще пришли?” - “А вы зачем тогда в этой стране живете? Скажите ей спасибо!”. В общем, единения среди “оппозиции” не наблюдалось. Колонна двинулась, полицейские деликатно попросили не ходить по газонам. Разбухший поток людей на аллее не умещался, полиция работала буквально “вручную”.

- Женщина, пройдите пожалуйста на аллею, чтобы потом все вместе вышли на мост. Не надо по газону идти.

- Ага, а вы нас там арестовывать будете?

- Не собираюсь я вас арестовывать, вы по газону не идите, женщина!

Когда мы подошли к мосту, стало ясно, что другая колонна, с символикой движения “Весна”, шла по Каменноостровскому проспекту вдоль проезжей части и теперь ждала тех, кто бродил по газонам. “Я вижу, что разделились, в два потока пошли, - говорил у моста парень из “весенних”. - Поговорил с гайцами, договорились, что подождем всех, а потом пойдем по мосту”. В целом полиция во время траурного марша, без сарказма, излучала вежливость и порядочность. Вдоль каждой колонны полицейские буквально бежали, затем терпеливо ждали, пока закончится очередной спич, затем снова бежали. Навстречу по мосту шли по своим делам две девушки. “Ой, а это тот, которого убили, да? Немцов?” - “Да, он был популярен в 90-е” - послышался диалог. Когда шествие подошло к мосту, и журналисты буквально повисли на литых фонарях, их оттуда никто не снимал и дубинками не сбивал. С площади Суворова было уже видно, что народу убийство “популярного в  90-е” привело больше, чем любой “оппозиционный” повод за последние несколько лет. Фотографы, почувствовав силу народных масс, запрыгивали на спинки лавочек с ногами. “Ребята, сфотографируйте, что там дальше, сколько нас, нам же не видно!” - попросил депутат Борис Вишневский, шедший во главе колонны. Нам, забравшимся на скамейки и фонари, тоже не было видно конца. “Голова” уже подошла к маленькой трибуне на Марсовом, а “хвост” заканчивался где-то за мостом, ближе к “Горьковской”. Тогда журналисты окончательно пустились в мародерство и забрались на памятники. Лезли по гранитным плитам прямо между полицейскими, составлявшими неплотное оцепление. Минут через пять нас всех оттуда все-таки “попросили”.

С трибуны выступали все, кто обычно проводит митинги в Петербурге: Борис Вишневский, Андрей Пивоваров, Максим Резник, участники “маршей несогласных” разных лет. Речи о Борисе Немцове сменялись антивоенными репликами, слоганы тоже звучали самые разные: “Не забудем, не простим”, “Россия без Путина”, “Это наш город”. Один из ораторов, девушка, заявила, что "нам не нужна война, а нужна любовь и доброта". “Любовь и доброта!” - тут же подхватили слоган. Затем начали скандировать:  “Котики!”. Нам говорили, что Бориса Немцова убили за то, что он “говорил правду”, что “его боялись”, “боялись докладов про коррупцию”. Под конец даже сказали, что у Немцова была “гагаринская улыбка и лицо президента”. “Представляете, был бы у нас такой президент?” - тут толпа оказалась не готова что-либо скандировать: то ли представить сложно, то ли что-то не то получается.

Над толпой развевались все те же полотна, появились еще петербургские и анархические флаги - такие же черно-красные, как и у “Правого сектора”. Справа от сцены пара полицейских упорно просили молодых людей свернуть один такой флаг.

- На каком основании, процитируйте мне закон! Это флаг анархистов, он в России не запрещен! - парировали юные анархисты.

- Вы понимаете, это может быть экстремизм. Флаг ассоциируется с этой темой - украинской.

- Ну и что, а вон там флаг Евросоюза, идите его отбирайте, он тоже ассоциируется!

- Ребята, мы вас тогда можем забрать, это неповиновение законным требованиям полиции.

- В том-то и дело, что незаконным!

Так прошло примерно минут 15. Беседа ничьего внимания не привлекла, но, как только полицейские постарались забрать молодежь, в них буквально вцепились, вокруг скандировали “Позор!” и “Это наш флаг”. Со сцены поинтересовались, что происходит и попросили полицию подойти ближе. Полиция попыталась, но напоролась на “Позор”. “Так вот, Борис Немцов стал жертвой маховика репрессий…” - продолжили ораторы. Полицейские тем временем отпустили, так и не сумев задержать, ребят с флагом. На потасовку смотрел маленький мальчик с огромным российским флагом в руках. “Конечно, он ничего еще не понимает, - рассказал мне его отец Сергей. - Но я-то пожил, я видел, какой была и какой стала страна. И мы сейчас опять во все это скатываемся… И это будет уже при нем, ему здесь жить”. 

После потасовки и “котиков”, около 16 часов, митингующие начали расходиться. Кто-то пошел погреться у Вечного огня напоследок. Там же уже лежала кипа цветов и фотографии Бориса Немцова. Я только открыла рот, чтобы спросить у дедушки в шапке “Зенит”, зачем он сюда пришел. “Вот журналисты спрашивают, зачем я сюда пришел, - предупредил он мой вопрос. - Да за тем и пришел, за этим самым! (показывает на фото Немцова в цветах). Не столовая же, “зачем пришел…” На перекрестке вальяжно закуривали две девушки школьного возраста. “Одно переливание из пустого в порожнее” - “И не говори”.

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы