Социальная сеть «ВКонтакте» сегодня, 10 октября 2016 года, празднует свое десятилетие. Домен был официально зарегистрирован 1 октября 2006 года, а уже 10 октября первая версия сайта появилась в интернете. Эта дата совпала с днем рождения основателя ресурса Павла Дурова (сегодня ему исполнилось 32 года). DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные и медийные войны, плавящиеся сервера, иски, интриги - так описал историю «ВКонтакте» сам Дуров. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает о создании соцсети и ее десятилетней истории, с успехами и провалами, резким ростом аудитории и «неизлечимыми» проблемами.
Главный офис «ВКонтакте» находится в Петербурге. Сначала социальная сеть позиционировалась как проект для учащихся и выпускников российских вузов. До ноября 2006 года сеть была закрытой, регистрация осуществлялась по приглашениям, обязательным было указание реального имени и фамилии.
Позже создатели «ВКонтакте» назвали ее просто «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». В 2014 году соцсеть посещали 60 млн человек в день, в январе 2015 года их число возросло до 70 млн. По данным на 15 июля 2015 года, в среднем в течение суток в соцсеть заходят около 65 млн человек. По оценкам SimilarWeb, «ВКонтакте» является наиболее популярным сайтом в России и на Украине.
В январе 2016 года месячная аудитория сайта впервые составила 90 млн посетителей в день. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано более 140 млн человек, и каждый день количество вовлеченных пользователей только растет. Сейчас «ВКонтакте» является самой удобной и популярной социальной сетью в России, а в мире занимает четвертое место.
Название сети родилось из переосмысления Дуровым фразы «В полном контакте с информацией», которая являлась джинглом радиостанции «Эхо Москвы». Среди вариантов названия искались те, которые не будут ассоциировать сайт с определенными социальными категориями и классами, слово «контакт» подходило идеально.
В 2014 году Дуров заявил, что уходит с поста генерального директора ООО «ВКонтакте». Он сообщил, что акционеры уволили его с этого поста, и соцсеть перешла под контроль других людей. На данный момент сервисом владеет Mail.ru Group, Дуров же занимается другим проектом, который называется Telegram.
К 10-летию «ВКонтакте» в корпоративном блоге компании появился программный текст операционного директора соцсети Андрея Рогозова о выводах, которые сделала команда проекта в процессе своего развития. Дуров в тексте даже не упоминается, обращение можно прочесть по этой ссылке.
Операционный директор «ВКонтакте» Андрей Рогозов. Фото: с его личной страницы во «ВКонтакте»
Проблемы с дизайном, пиратством и поргографией
За все прошедшие годы дизайн сайта кардинально менялся только один раз – в апреле 2016 года. Изменение внешнего вида соцсети вызвало у пользователей бурю эмоций, в основном негативных. «ВКонтакте» перенял практический весь нынешний функционал Facebook.
«ВКонтакте» действительно часто упрекают в поразительной схожести с зарубежной соцсетью Facebook, которая появилась на два года раньше сайта Дурова, в 2004 году. Павел Дуров не скрывает, что перед созданием «ВКонтакте» он познакомился с американской соцсетью.
«ВКонтакте» - это российская адаптация с собственным программным кодом, и последний факт основатель отечественной соцсети считает крайне важным. Однако, несмотря на первоначальную «начинку», «ВКонтакте» даже спустя десять лет перенимает некоторые стандарты у своего старшего брата.
Дуров, в свою очередь, раскритиковал новый дизайн соцсети, полный текст его обращения можно прочесть по этой ссылке. К Дню рождения соцсети газета «Бумага» сделала отдельное 20-секундное видео, где отображены все изменения на главной странице «ВКонтакте» за прошедшее десятилетие:
Среди бед российской соцсети - широкое распространение порнографии. Также большой проблемой считается музыкальное пиратство. 1 марта 2011 года в музыкальном пиратстве «ВКонтакте» обвинили даже власти США. Недавно эта проблема была решена - Mail.ru Group подписали лицензионное соглашение с Universal Music Group, Warner Music и Sony Music.
В конце сентября «ВКонтакте» запустила сервис денежных переводов между пользователями. Отправлять деньги можно в сообщении, выбрав в меню вложений пункт «Деньги». Перевод происходит с помощью банковских карт. В данный момент сервис работает в диалогах на сайте и в официальных мобильных приложениях.
Сумма перевода должна составлять от 100 до 75000 рублей. Комиссия за отправку средств с карт Visa — 1% от суммы перевода, минимум 40 рублей. С держателей карт Mastercard и Maestro комиссия не взимается.
Подарок от «ВКонтакте» на свое десятилетие
Сегодня «ВКонтакте» объявила о совместном с Роскосмосом проекте - запуск специального робота, который будет вести трансляцию МКС и показывать космонавтам обращения пользователей соцсети. Об этом рассказал директор по маркетингу «ВКонтакте» Михаил Чернышев в корпоративном блоге.
По словам Чернышева, «ВКонтакте» как коммуникационная платформа решила дать возможность общаться не только на Земле, но и в космосе. Робот Спотти, названный по имени маскота «ВКонтакте», помещен в капсулу и отправится в ней к МКС весной 2017 года.
Космобот будет передавать на Землю фотографии и видео того, что происходит на станции и за ее пределами, а также сможет получать контент от пользователей «ВКонтакте», чтобы транслировать его через небольшой проектор космонавтам.
В разговоре с TJ Михаил Чернышев, директор по маркетингу «ВКонтакте», пояснил, что пока компания совместно с Роскосмосом занимается созданием первого прототипа - например, выбирает материалы для корпуса, разрешенные для использования на МКС.
«Задача сейчас - проверить, насколько все необходимые элементы (диод, камера, проектор, карты памяти, кнопки, порты входа и выхода, аккумуляторы) смогут быть собраны в нужном нам форм-факторе. Следующая версия робонавта уже должна будет иметь возможность распознавания речи и синтеза ответов, которые он будет получать от чат-бота», - отметил Чернышев.
Спотти также существует в виде «искусственного интеллекта». На специальной странице «ВКонтакте» роботу можно задать вопрос про космос и его устройство.
Робот Спотти. Иллюстрация «ВКонтакте»
Уроки от Дурова к Дню рождения своего детища
Несмотря на нынешнюю непричастность к социальной сети, Дуров все же отметился в День рождения «ВКонтакте» и опубликовал десять уроков, которые он получил в процессе создания соцсети:
1. Все можно делать быстро. Первую версию «ВКонтакте» в 2006 году я собрал за месяц. Расти она стала сразу. Вопреки расхожему мнению, работа делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо.
2. Все нужно делать быстро. Вместе с «ВКонтакте» в 2006 году возникло еще несколько сайтов с той же концепцией. Сейчас они забыты только потому, что «ВКонтакте» развивался быстрее.
3. Расти нужно в ту сторону, которая органична. «ВКонтакте» вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ — из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта.
4. Люди — не идиоты. Они чувствуют — часто подсознательно — качество того, что вы предлагаете. Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалась, приносит новых преданных пользователей.
5. Cовмещать несколько ролей — эффективно. Первые месяцы существования «ВКонтакте» я создавал весь код, графику, формулировки, интерфейсы, маркетинг. Совмещение позволило устранить расход времени на коммуникацию.
6. Слушать стоит только свою интуицию. Всякий раз, когда я прислушивался к мнению «старших и разумных», я терял время. Если вы чувствуете, что надо делать, — игнорируйте мнение авторитетов.
7. Количество не переходит в качество. Команда «ВКонтакте» была небольшой, но состояла из талантливых и мотивированных людей. Такая команда эффективнее армии работающих за зарплату наемников.
8. Доверять на 100% никому не стоит. Не имеет значения, насколько вы считаете кого-либо заслуживающим доверия и сколько лет его знаете — ключевые вопросы лучше контролировать лично.
9. Страх не имеет смысла. За время управления «ВКонтакте» было многое — DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги. Эмоции непродуктивны — делайте то, что нужно сделать.
10. Принципы важнее выгоды. «ВКонтакте» отстаивал интересы пользователей, пока его конкуренты предавали их в угоду рекламодателям, акционерам, чиновникам. Принесение блага другим — единственно возможная причина истинного успеха.