"Сообщество Питерских блогеров" в рамках проекта "Закулисье редких профессий" при поддержке компании HeadHunter посетили завод "Арсенал", цеха которого расположены по обеим сторонам Невы. На левом берегу - бывшие здания завода, а на правом - функционирующие до сих пор.
"Арсенал" был основан в 1711 году Указом Петра Великого как "пушечные литейные мастерские" - ряд деревянных зданий, в которых начались работы по литью пушек и артиллерийских снарядов. Благодаря этим сооружениям получил свое историческое название Литейный проспект, на котором на протяжении XIII-XIX веков формировался архитектурный комплекс промышленных зданий "Арсенала".
Длинный корпус в стиле неоренессанс (Литейный проспект, 3/ Шпалерная улица, 19/ Чайковского улица, 14), вытянувшийся вдоль Литейного проспекта - единственное, что осталось от огромного военно-промышленного комплекса на левом берегу. Блогер babs71 подробно рассказывает об истории здания.
В 1711 году на берегу Невы (в том месте, где сейчас начинается Литейный мост) основывается Литейный двор, к которому была проложена от Невской першпективы просека, ставшая позднее Литейным проспектом. В 1733-1735 годах по проекту И. Я. Шумахера строится каменное здание. К сожалению, в середине XIX столетия здание Литейного двора было снесено чтобы проложить трассу на противоположный берег Невы", - пишет он.
По его словам, после нескольких десятилетий, в 1771 году, на том месте, где сейчас стоит Большой дом, строится новое здание Арсенала по проекту В. И. Баженова. К несчастью для здания, в 1865 году его передали под размещение Окружного суда, который сожгли в феврале 1917 года.
Фото: babs71.livejournal.com
"Активно велось строительство и на противоположной стороне Литейного проспекта. В 1808 году существовавшие там постройки перестраиваются в здание Нового Арсенала по проекту архитектора Ф. И. Демерцова. В 1864-1876 годах здание Нового Арсенала было перестроено для более удобного размещения производства. Перестройкой руководили архитекторы Р. Р. фон Генрихсен и К. Б. Пранг", - отмечает он.
В итоге, сохранив в основном членения, заданные Демерцовым, внешний вид фасадов изменили на модный в то время неоренессанс. "Интересен декор стен, изображающий вооружение русской армии тех лет. Ворота украшены львиными головами. Еще с начала 19 столетия и вплоть до 30-х годов перед зданием стояли старинные орудия (к сожалению, позднее их убрали)", - заканчивает свой рассказ babs71.
Фото: babs71.livejournal.com
Также петербургские блогеры рассказывают о действующих зданиях завода "Арсенал" на правом берегу Невы. Завод начал перебазироваться сюда еще в 1840-е годы, где и по сей день продолжает свою деятельность.
"Поскольку уже к 1840-м годам места для расширения завода на левом берегу Невы не оставалось, было решено построить новый промышленный комплекс на правом берегу реки. Он был построен в 1844-49 годах архитектором А. П. Гемилианом (при участии А. А. Тона). Симбирская улица (ныне улица Комсомола) делила комплекс надвое. Со стороны реки располагались цеха", - пишет блогер babs71.
Фото: babs71.livejournal.com
Именно в этой части завода находится большой музей "Арсенала". "При входе в музей нас встречает сам Пётр Алексеич", - пишет блогер nau-spb. В своих фотографиях он показывает уголок Петра и его сподвижников, которые создавали этот завод, а также о других составных музея.
Например, в музее представлены как копии пушек, изготавливаемые заводом, так и различные подарки к юбилею предприятия от других заводов. "Помимо пушек и ракет и колоколов, завод также выпускал предметы домашнего быта. Рассказывали, что в советское время это был дефицит дефицитнейший", - пишет nau-spb.
Долгое время изготовление колоколов на петербургском "Арсенале" стояло наравне с литьем пушек. "Кстати, зелено-красные цвета являются корпоративными цветами завода", - уточняет он. Кроме того, макет из заводского музея позволяет составить впечатление о планировке комплекса.
Фото: babs71.livejournal.com
Фото: nau-spb.livejournal.com
Спортивная жизнь завода бьет ключом. "Справа от этого стенда еще один, на котором кубков в два раза больше, по самым разным спортивным категориям", - пишет пояснения к своим фотографиям nau-spb.
Во времена ВОВ на заводе создавали легендарную "Катюшу". В настоящее время завод в авангарде науки и производства, создает всевозможные космические спутники.