Конституционный суд России признал систему «Платон» законной. Такое решение было оглашено в открытом заседании во вторник, 31 мая.
По мнению суда, дополнительная плата с тех, кто «наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги», соответствует Конституции и зарубежной практике. То, что системой распоряжается частная компания, связанная с бизнесом семьи Ротенбергов, также не смутило судей.
Систему нужно подвергнуть только отдельным правкам и улучшениям, считают в КС. Например, правительство России не сможет «чрезмерно обременять предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами». Взносы по «Платону» должны вычитаться из транспортного налога – такой законопроект уже внесен в Госдуму.
«Недопустимо повышать установленный размер платы, если на такую возможность не указано в федеральном законе», – предупреждают в КС. Кроме того, правительство и Госдума должны «в разумные сроки установить порядок определения оператора системы и критерии, которым он должен соответствовать».
Некоторые функции сейчас распоряжающейся «Платоном» компании РТИТС (наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу) придется урезать. Она не сможет больше самостоятельно выступать с «нормотворческими» функциями – то есть определять для водителей порядок оплаты «Платона», пользования бортовыми устройствами, информирования об отклонении от маршрута и другие детали. Такими вещами должны заниматься только законодатели, резюмировали в КС.
Во время оглашения приговора петербургские дальнобойщики провели пикеты напротив здания Конституционного суда. «КС, защищай Конституцию, а не олигархов» – значится на плакате, который по очереди держат в руках два активиста - владелец двух большегрузов Юрий Бубнов и координатора движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан России») Александра Расторгуева. Об этом пишет «Фонтанка.ру».
Оба активно участвовали в протестах, разгоревшихся после введения «Платона» зимой 2015-2016 годов. Подробнее о масштабных протестах и реакции властей можно почитать здесь.
«Мы понимаем, что проиграем. Это будет значить, что КС примет антиконституционное решение. Из-за «Платона» наша власть пошла навстречу кучке олигархов», – заявил Расторгуев.
Жалобу в Конституционный суд на систему «Платон» написала зимой 2015 года думская фракция КПРФ. С точки зрения коммунистов, все документы, которыми ввели «Платон» (это постановление правительства №504, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах») надо было отменить. Вместо них требовалось гибче регулировать транспортный налог или акцизы на топливо.
Система «Платон» (название расшифровывается как «плата за тонны») начала действовать в России с 15 ноября 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).