USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 21.08.2018 72.73 +0.71
Нефть(p) 21.08.2018 4866.18 +92.29

Гендиректор таксомоторной компании «Салют»: Безопасность пассажиров – наша прямая обязанность

Генеральный директор таксомоторной компании «Салют» Евгений Краснюк обозначил основные риски для пассажиров маршруток и автобусов, а также поведал, куда исчезло и скоро ли вернется на рынок понятие качества регулярных перевозок.

То, что транспортные перевозки в Ленинградской области – почва для смертельно опасного конфликта, показала осень 2016 года, когда в одно пасмурное октябрьское утро водитель минивэна Volkswagen Caravelle Сергей Шалашков собирал пассажиров. Люди садились в Гатчине, неподалеку от автобусной остановки на улице Авиатриссы Зверевой.

Сергей – новый сотрудник таксомоторной компании «Салют» – в этот день впервые вышел на работу. Пассажиры – жители одного из окрестных домов – уютно разместились в салоне. Они не жаловали регулярный маршрут № 18К, предпочитая собственную схему: скинуться на семерых и договориться с таксомоторной компанией, чтобы с комфортом уехать в Петербург. Шалашков завершил посадку.

Пассажирскую дверь заклинило, и водитель вышел посмотреть причину. В это время его на полной скорости сбил пассажирский ЛиАЗ – тот самый, попавший в немилость к пассажирам автобус под номером 18К. Махина буквально притерла беднягу к минивэну. По словам свидетелей, прокричав какое-то ругательство в адрес Шалашкова, лихой водила – Виталий Пономарев – дал задний ход: так он решил «добить» сотрудника «Салюта». Несколько секунд – ЛиАЗ скрылся с места происшествия.

Вопиющий случай, который шокировал общественность Петербурга и Ленинградской области, был очередным эпизодом «транспортной войны», а по сути – разборкой в духе 90-х годов. Таким криминальным способом официальный гатчинский перевозчик ООО «Транс-Балт» (дочерняя компания ООО «Питеравто») решил разобраться с мнимым конкурентом – таксомоторной компанией «Салют».

Первый рейс стоил Сергею Шалашкову перелома позвоночника и раздробленных костей таза, а в последствии – инвалидности, до сих пор даже не идет речи о полном выздоровлении. Суд признал: наезд был умышленным и совершен из-за конфликта между транспортниками.

Случаи человеческих жертв на регулярных перевозках не редкость. Перед Новым годом российские СМИ взорвала новость о неисправном автобусе, въехавшем в подземный переход. Водитель не справился с управлением. Цена – четыре жизни и 15 человек, возможно, лишившихся здоровья.

В начале года отличились и упомянутые «Транс-Балт» – «Питеравто». Водитель маршрутного ПАЗика (маршрут К-293А, курсирующий от метро «Звездная» до Колпино) на скорости около 100 км в час въехал в фуру. Водитель последней столкнулся с неполадкой и как раз осмотрел свой большегрузный «Мерседес» – буквально за несколько секунд до столкновения он успел забраться обратно в кабину. Это и спасло ему жизнь, однако 12 человек (пассажиры и водитель маршрутки) оказались в больнице. На днях – снова авария с двумя маршрутными такси № 268 и № 132 на улице Савушкина рядом с домом 98.  Результат – четверо пострадавших. 

Эти случаи обнажают главные проблемы рынка перевозок, где «корень зла» – отсутствие выбора, а следствие – низкое качество обслуживания пассажиров. В Петербурге и Ленобласти рынок на основании госконтрактов заняли такие крупные транспортные компании, как «Питеравто» или «Третий парк».

Собеседник «Санкт-Петербург.ру» – генеральный директор компании ООО «Салют» Евгений Краснюк знает слабые места регулярных перевозчиков не понаслышке – в 2016-2017 годах он был вынужден защищать свой бизнес от «инициатив» транспортного комитета Ленобласти, ежедневных проверок и нападок гатчинского перевозчика «Транс-Балт». Эксперт поделился с изданием видением транспортного рынка и собственным трудным опытом.

Евгений Краснюк. Фото из личного архива
 

Евгений, мы вспомнили ряд случаев, что произошли за сравнительно короткий период. Что в них общего, на ваш взгляд, какие проблемы рынка перевозок вскрывают все эти события?

– Аварии с участием регулярных перевозчиков демонстрируют, прежде всего, отношение официальных транспортников к качеству перевозок. Несмотря на то, что закон и государственный контракт определяет довольно жесткие требования: возраст подвижного состава, расписание рейсов, страховку, регулярные технические и медицинские осмотры машин и водителей, документы, дающие право работать на подвижном составе в России, – региональные власти готовы на многое закрывать глаза.

То есть проблема старых автобусов актуальна по сей день?

– К сожалению, да. Особенно ярко эти нарушения проявляются в Ленинградской области. Например, у того же «Транс-Балта» согласно государственному контракту возраст подвижного состава не должен превышать пяти лет. По факту машинам гораздо больше (только на маршруте № 100 автобусы частично поменяли). Компания апеллирует к гарантийному сроку завода-изготовителя (семь лет) и тому, что транспортный комитет им разрешил пускать на линию автобусы по этому сроку. Но завод-изготовитель и условия госконтракта – абсолютно не связанные вещи. Никто не учитывает, что у транспортного средства есть определенные параметры эксплуатации, а в них уж никак не входят условия регулярных перевозок в нашем регионе: большой пробег, плохое дорожное полотно, погодные условия и другое. Именно поэтому автобус для областного маршрута не может быть старше пяти лет.

Еще одна проблема – безответственное отношение самих водителей к качеству перевозок, которое выражается в вопиющем несоблюдении правил ПДД. К примеру, недавняя авария, когда маршрутка № 293А врезалась в фуру, и авария на Савушкина – яркие тому подтверждения. В обоих случаях есть человеческие жертвы. А год только начался.

«Питеравто» уже заявил, что заплатит за лечение пострадавших. Это жест доброй воли или все покроет страховка?

– Разумеется, это страховка. Но если взять статистику, то для того чтобы получить компенсацию, сам пострадавший будет бегать месяцами-годами, собирая необходимые документы, и не факт, что в результате хоть что-то получит. Было бы справедливо, чтобы получение пострадавшими страховых выплат организовывал перевозчик, водитель которого совершил ДТП. Произойдет ли так в случае с «Питеравто» – будем надеяться.

Как так происходит, что на линию выезжают неуравновешенные водители на старых автобусах?

–  Проблема в том, что у нас осталось не так много конкурентоспособных перевозчиков. Рынок Петербурга и области делят «Питеравто» и «Третий парк». Остальные либо уходят из бизнеса, либо ищут другую нишу. Таким образом у официальных перевозчиков возникает возможность монополизировать рынок, а значит – условия и правила игры пока определяют они. Администрации приходится закрывать глаза. Второй момент: замена подвижного состава – это попросту дорого.

И у самих водителей на регулярных перевозках физически и эмоционально тяжелая работа. За каждый рейс они перевозят не одну сотню человек, у всех разное настроение, а сам маршрут, в той же Ленобласти – длительный, проходящий по сложным трассам, да еще и в суровых погодных условиях. Межу тем работа сопряжена с высокой степенью ответственности, требует пристального внимания водителя – на кону жизни и здоровье пассажиров. За 12-13 часов за рулем (столько обычно длится смена) неизбежна усталость и потеря концентрации внимания. Отсюда – серьезные ДТП, подобные московской трагедии.

Но мы прекрасно понимаем, что все эти факторы – не основание для наплевательского отношения к качеству. Жизнь и здоровье никакими компенсациями не вернешь. Мы – участники транспортного рынка – должны не допускать аварийных ситуаций и оказывать качественную услугу, чтобы пассажир был здоровым и довольным. Я уверен, что вопрос качества перевозок в ближайшем будущем будет стоять на первом месте, потому что потребности современного человека к качеству обслуживания растут, ему есть с чем сравнивать (с той же Европой).

Фото: wikimedia.org
 

Можно ли обеспечить должное качество обслуживания? Есть ли пресловутая политическая воля или качество могут давать только частные компании?

– В региональных правительствах идут обсуждения на эту тему. Но пока они расходятся с делом. Как я уже отмечал, дело в отсутствии конкуренции. Качество обслуживания можно обеспечить там, где оно является ценностью руководителя. Например, в «Салюте», прежде чем выпустить водителя и технику на работу, проводится осмотр. Механик осматривает машину, врач – водителя. После прихода в парк – то же самое. При этом, не являясь регулярным перевозчиком, по закону мы не обязаны этого делать! Но я убежден, что безопасность пассажиров – наша прямая обязанность, как у любой транспортной компании. Также закон не обязывает страховать пассажира в легковом такси, но мы страхуем, чтобы дать дополнительную гарантию.

В минувшем году «Транс-Балт» обвинил вашу компанию в «недобросовестной конкуренции». Как обстоят дела сейчас?

– По поводу якобы незаконной конкуренции мы до их пор отстаиваем свою правоту в судах. На сегодняшний день мы подали иск в арбитраж на обжалование, направили жалобу в УФАС по всем решениям и действиям нашей администрации. Надеемся получить результат в феврале 2018 года. 

Подробно об инициированных регулярным перевозчиком «транспортных войнах» читайте в интервью с Евгением Краснюком 

  

А что с «приграничным конфликтом» между Петербургом и областью, когда у вас незаконно изъяли машины за нарушение границ регионов с формулировкой: «нелегальный перевозчик».

– Все 16 транспортных средств нам вернули, состава нарушений не нашли. Тем не менее, три месяца ушло на то, чтобы вызволить машины. Пролонгированное соглашение вступило в законную силу 9 октября в 2017 года – больше нас пока не трогают. Но есть организация – ООО «Стрелец», которая так же, как мы, занимается таксомоторными перевозками. В ноябре у них изъяли машину с той же формулировкой: якобы нет соглашения между городом и областью. Руководство «Стрельца» обратилось ко мне за информацией. Я же советую всем, кто сталкивается с подобными действиями: соглашение распечатывайте и предъявляйте инспектору.

Я уверен, что в очередной раз проверки инициирует «Транс-Балт», пользуясь административным рычагом в транспортном комитете. Возможно, скоро мы вновь услышим о «недобросовестных конкурентах «Транс-Балта»». Хотя, как может конкурировать крупная транспортная компания – регулярный перевозчик (транспортные средства категории D) и такси (легковушки и минивэны категории B)? Но это уже философский вопрос.

Вы писали письмо на имя губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Каков был ответ?

– Увы, ответ был ни о чем. Письмо «спустили» транспортному комитету, транспортный комитет дал ответ по своим постановлениям, которые мы прекрасно знаем. Такие же жалобы были в прокуратуру и с тем же результатом, увы. Правда, на сотрудника, который изымал наши транспортные средства, мы подаем документы в суд за простой. Как показали недавние судебные решения, сотрудник некомпетентен.

Читайте по теме: Без права перевозки: почему услуги такси между Петербургом и Ленобластью вне закона

 

Евгений, как вы оцениваете решение суда по случаю наезда на водителя «Салюта»?

– Водитель стал инвалидом и остался без работы. У него семья, дети, а по состоянию здоровья ему положен только легкий труд. Представляете, какие последствия? Поэтому год колонии-поселения для водителя «Транс-Балт» считаю несправедливым. Тем более, что суд признал злой умысел, преступное деяние и лишение трудоспособности. Я просто недопонимаю мягкость судебного решения.  

С тех пор вы отмечали какие-либо случаи угроз или инициирование проверок? Как ведущей транспортной компании, в активе которой свыше двух тысяч автобусов, может помешать организация, владеющая парком в 17 минивэнов?  

– Это тоже вопрос в никуда. Главное, не очень понятно, почему чиновники поддерживают их позицию. Как можно меня называть «нелегалом», когда у меня есть все разрешения для работы легкового такси: лицензия, страховка ОСАГО и другое, причем документы выдавали сами эти чиновники. Хотя нелегалы –это те, кто не платит налоги и не имеют разрешений.

В прошлый раз мы обсудили законодательные изменения, связанные с национальными удостоверениями, где граждане СНГ должны получать российские права. Как это повлияло на рынок?

– К примеру, у нас работают граждане СНГ, у которых водительские удостоверения Российской Федерации. Однако в случае с автобусами и маршрутными такси далеко не у всех водителей есть документы, дающие право на перевозки. Мы уже озвучивали, что в Петербурге нет возможности переподготовки – не хватает учебного транспорта и школ. Но учебные базы есть в других регионах, например, в Москве. Транспортники могут собирать группы и отправлять водителей из СНГ на обучение в другой регион. Есть парки, которые думают наперед. Все знают, что закон есть закон и под него подстраиваются. Тем более сами водители должны четко себе представлять, что самое страшное – не штраф (от 50 тыс. рублей – на водителя до 500 тыс. – на организацию). Один раз нарушив, гражданин СНГ лишается права на работу. Он попадает в «черный список» ГИБДД. Даже если он переучится и получит документ, до перевозок его не допустят. Насколько мне известно, Ленобласть – далеко не самый передовой регион в этом отношении. Здесь по-прежнему работают водители без российских удостоверений. Так что пассажирам следует быть начеку и самостоятельно выяснять, кто их везет.

Фото: cityguide-spb.ru
 

Насколько мне известно, у регулярных перевозчиков в Ленобласти, в частности – у «Транс-Балта», есть претензии к оплате проезда (водители не принимают «Подорожники» в черте города), а также с соблюдением расписания. Это законно?

– Нет, это незаконно. Если вы садитесь, допустим, на Московской, то до границы с Ленинградской областью, в Пулково, вас должны провезти по «Подорожнику». А далее идет позонная тарификация, которая уже оплачивается за наличные деньги.  Правда, как только появляются наличные, денежный поток можно смело «уводить в тень». В 47 регионе эти вопросы пока не отрегулированы. Кроме того, есть вопиющие случаи с непредставлением льгот пенсионерам и инвалидам.

Совсем недавно в правительстве Ленинградской области проходило совещание по поводу того, чтобы отменить коммерческие маршруты для льготников, оставить только дотационные. То есть власти сами себе противоречат: в госконтракте, в тендерной документации черным по белому прописаны обязательства транспортной компании о предоставлениях льгот и на маршрутках, и на автобусах. По сути, власти всерьез обсуждают то, что и так должно работать.

По поводу расписания у меня тоже есть очень характерный пример. К нам в компанию пришло письменное обращение от главы и жителей поселения города Любань (Тосненский район Ленобласти). По их словам, «Транс-Балт» обслуживает населенный пункт нерегулярно, а не так давно отказался от последнего рейса (22:30). Жители обратились к нам, чтобы наши машины возили их из города, если кто-то припозднился с работы или просто находился в городе. 

Понимаете? В XXI веке у людей нет возможности вечером уехать домой по московской трассе. Напомню, перевозчик выиграл конкурс, где есть утвержденное расписание с указанием начала движения и окончания движения с интервалами, однако не считает нужным этого расписания придерживаться. Это еще одна проблема – непредсказуемость расписания.

Интересно, что обратились именно к вам. А вы не рискуете, согласившись, получить те же проблемы с «главным» перевозчиком, что годом ранее? С обвинениями в недобросовестной конкуренции, «нелегальных» перевозках и далее по списку.

– Да, риск есть, безусловно. Но, во-первых, это обращение и выбор пассажиров. Во-вторых, у меня цены выше. Люди готовы платить больше, чтобы приехать на работу вовремя и уехать домой, но не платить при этом бешеные деньги за проезд на такси в одиночку, а поехать по нормальной цене, разделив сумму на восемь человек. Всего обращений у меня было два – сначала от жителей, а потом – от председателя вместе с жителями. 

 

⇒ На 19:00 31 января стоимость проезда на такси тариф «Эконом» от станции метро «Московская» до Любани составила:

«Яндекс» – 2038 рублей

«Таксовичкоф» – 2160 рублей

«Везет» –  2145 рублей

 

Прошлый год запомнился перевозчикам изменениями в законодательстве и некоторыми курьезами: во-первых, обязательные водительские удостоверения Российской Федерации для граждан СНГ, во-вторых – окончание соглашения о приграничном сотрудничестве между городом и областью. Какие перемены ожидают транспортников в перспективе? Тем более, что скоро выборы президента и Чемпионат мира по футболу.

– Я считаю, что закон будет манятся в сторону улучшения качества перевозок (и регулярных, и в такси), поскольку пассажир все время повышает требования. Недавно проходил большой транспортный форум SmartTRANSPOT, где было много сказано о будущем перевозок, транспортной политике. Вопрос в том, как это будет воплощаться. В этой сфере есть люди очень грамотные, которые готовы заниматься точной настройкой системы, но стоит помнить и о тех, кто занимает более высокие посты, но менее компетентны, которым чужды любые изменения.

Так что изменения произойдут, но случится это не завтра. В регулярных перевозках до ЧМ-2018 по футболу ничего не изменится. К примеру, сейчас пролонгирован договор на услуги «Питеравто» и «Транс-Балта» просто потому, что перемены здесь очень дорогое удовольствие. Только после чемпионата будет смысл проводить новый конкурс. Что касается курьезов – соглашение о перевозках между регионами продлили на три года. Будем надеяться, что оно снова не «протухнет» и не застанет всех врасплох.

Я понимаю, что регулярные перевозки – это бюджетные деньги, деньги пассажиров, но мы должны двигаться вперед. Желательно, чтобы профильные чиновники наконец стали работать и обратили внимание на потребности пассажиров, которые платят налоги и лично им – зарплату, в элементарном комфорте и транспортной доступности.

 

От редакции: Буквально за сутки до публикации этого материала стало известно о странном нападении уже на водителя таксомоторной компании ООО «Стрелец». Его сильно и без объяснения причин избили неизвестные вечером 31 января на аэродроме Гатчины. Злоумышленники приехали на автомобиле Shevrolet Niva. Потерпевший подал заявление в полицию. Является ли это нападение очередной разборкой между перевозчиками на почве мнимой конкуренции, утверждать рано – в инциденте разбираются компетентные органы.

 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Общество
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Топ-7 популярных мест Петербурга для фотографий в Instagram

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал красивые здания Северной столицы, в которых можно сделать идеальные снимки.

    Свет манящий и загадочный: пять прекрасных маяков недалеко от Петербурга

    Самый высокий в России маяк и третий по высоте маяк в мире, самый старый в России маяк, маяк-герой во время Великой Отечественной войны – рассказываем, как можно быстро до них добраться из центра Северной столицы.

    Хоть на край света: топ-5 железнодорожных вокзалов Петербурга

    Ровно 167 лет назад император Николай I впервые отправился на поезде из Петербурга в Москву. «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить все вокзалы Северной столицы, откуда можно отправиться в интересное путешествие прямо сейчас.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы