USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 21.09.2018 78.75 +0.22
Нефть(p) 21.09.2018 5268.97 +63.56

Илья Бортнюк: Выступление на фестивале «Стереолето» – это уже знак качества

Как привезти в Россию культовых зарубежных артистов, как угодить взыскательной петербургской публике и что следует не пропустить на «Стереолето» в этом году.

Фестиваль «Стереолето» отпразднует свое 15-летие в компании более сорока групп, среди них - мировые звезды Sigur Rós и Cristal Castles. Темой юбилейного опен-эйра стало море, которое является неотъемлемой частью Петербурга, такой же, как Эрмитаж или Мариинский театр. В список ста символов Северной столицы уже давно вошло и «Стереолето». Об особенностях фестиваля за несколько дней до события «Санкт-Петербург.ру» поговорил с его основателем и продюсером Ильей Бортнюком. 

Илья, в какой момент вы почувствовали, что «Стереолето» – долгоиграющий проект, событие, которое вы будете проводить год за годом? Или это стало понятно сразу после первого фестиваля?

- Если честно, когда я делал первый фестиваль, то не думал о том, что он будет иметь продолжение. Но то, что проект живет 15 лет, – это, конечно, здорово. Это говорит о том, что мы все-таки up today – меняемся, растем, стараемся делать событие, интересное в том числе и новой публике. Тот, каким я сам был 15 лет назад, и сейчас – это совершенно разные люди. С фестивалем та же история.

Вначале «Стереолето» развивалось в формате ночного клубного фестиваля, а сейчас это большое мероприятие под открытым небом, рассчитанное в том числе на семейную аудиторию. Как и почему произошла смена формата?

- Фестиваль стал дневным через семь лет, в 2009-м, когда стало понятно, что ночной формат сужает аудиторию. Я сам на подобные ночные вечеринки не хожу уже давно. Нельзя забывать, что у тех, кто ходил на первые наши фестивали, уже выросли дети - им по шестнадцать лет. То есть это новая аудитория. Моей дочери пятнадцать, и она ходит на «Стереолето». Она родилась, когда состоялся первый фестиваль.

«Стереолето» - состоявшийся бренд, который знают тысячи людей, его репутации доверяют. Громкое имя способно обезопасить проект в кризис или оно не дает никаких гарантий?

- Если говорить о спонсорах, у нас в этом году с их стороны интерес даже больше. Уже не мы их ищем, а они сами к нам приходят. Это, на мой взгляд, большое достижение, - есть репутация, есть интерес. Если обратиться к покупательской способности, то да, она снизилась. Но мы привозим культовых артистов, поэтому люди все равно идут на фестиваль. У нас не очень дорогие билеты – даже меньше, чем на сольные концерты некоторых исполнителей. На прошлогодний концерт 5’nizza цена была от 2,5 тыс. рублей. А у нас 2 300 рублей за двадцать групп, включая Cristal Castles и ту же 5’nizza.

Группа 5’nizza 
Фото: САРАФАН PR
 

С чем вы связываете такое оживление спонсоров? Может, как раз с кризисом?

- Конечно. Они думают о том, как более эффективно потратить рекламный бюджет. Многие понимают, что возможности фестиваля (в том числе нашей рекламной кампании в соцсетях) шире, чем наружной или рекламы на ТВ. Здесь легче и адресно работать с аудиторией. Аудитория «ВКонтакте» уже в прошлом году превысила аудиторию «Первого канала». По сути, в России сейчас это главное средство массовой информации.

За два последних кризисных года фестивалю удавалось заработать?

- Конечно, мы зарабатываем. Я не настолько богатый человек, чтобы делать фестивали в минус. Если бы у меня был маленький нефтяной заводик – я мог бы развлекаться, делать фестивали без оглядки на прибыль. Но так как это основная моя деятельность – я должен на этом зарабатывать. Наш доход - небольшие деньги, которые уходят на аренду офиса, зарплаты, налоги и так далее. А итоговый результат связан с тем, как ты построишь саму работу - каких артистов привозишь, как работаешь с рекламой, как экономишь, - а не только от того, сколько ты продал билетов. По этому критерию сложно что-то сопоставлять. В 2015 году у нас не было Sigur Rós, поэтому по сравнению с прошлым годом мы продали гораздо больше билетов уже сейчас и продадим еще.

У малого творческого предпринимательства (к этому виду бизнеса относятся кафе, бары, клубы, фестивали) в кризис появляется больше возможностей, чем у крупного. Потому что у нас всегда есть поле для маневров, мы можем быстро что-то менять, корректировать. В отличие от больших компаний, которым, чтобы сделать что-то новое, нужно полгода согласовывать. Например, в прошлом году у нас было в заявках 5-7 фудтраков, сейчас их уже 50. Это направление бизнеса развивается. В этом году по наполнению фудкорта мы не сделали ни одного предложения - просто сложился пул, который мы включили в работу. Уже две недели всем отказываем, потому что мест давно нет.

Основатель и продюсер фестиваля Илья Бортнюк

То есть кризис не приговор?

- Кризис есть, и финансовая и экономическая ситуация в стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но это не значит, что нужно опускать руки и ничего не делать.

Вы обращаетесь за поддержкой к властям?

- Обращаемся, нас поддерживает комитет по культуре. Мы уже вошли в категорию «культурная достопримечательность Петербурга», и проходим по документам в этой категории - а не как простой фестиваль. При этом, каждый год подавая заявку, деньги мы получаем не всегда: сегодня нам выделяют средства, завтра помощи может и не быть.

Сейчас там очень хорошее руководство, по крайней мере, нас слушают и пытаются помочь. Не со всеми составами комитета по культуре так было. Поэтому надеемся, что и дальше все будет развиваться в этом же ключе.

Из-за чего фестиваль может провалиться – в результате столкновения с плохой погодой, политическими событиями, кризисом, полтергейстом?

- Это очень опасный и непредсказуемый бизнес. У нас были сложные ситуации. К примеру, нам пришлось отменить один день фестиваля – мы смогли спасти ситуацию, когда перенесли концерт в клуб. Но это был полный disaster – все случилось из-за урагана. Когда проводишь событие на открытом воздухе, всегда есть риски. А погода в Питере, к счастью, изменчива. Знаете, как в Исландии говорят, если сейчас плохая погода - подожди 15 минут. Здесь примерно так же. И еще мы живем в такой стране, где всегда все может вообще отмениться.

То есть вы готовы ко всему?

- У меня просто нет другого выхода. Одно время я занимался ресторанным бизнесом. Когда ввели санкции, продукты подорожали в два раза, люди стали меньше ходить по заведениям. Закрылось 30% ресторанов, включая мой. Что можно сделать? Мы все под ударом. Никто не защищен ни от чего.

Экономическая ситуация во многих странах намного более надежная и стабильная. И люди понимают, что у них есть будущее. Здесь оно тоже, конечно, есть, но никто не знает, что там дальше будет. То есть мы находимся в зоне риска, но это не мешает нам делать свое дело.

Фото: САРАФАН PR
 

Важная особенность любого долгоиграющего проекта в том, что ему нужно подстраиваться под реалии времени – меняться, попадать в тенденции. Но при этом хороший фестивальный проект должен сохранять свое лицо, характер. Как это удается делать «Стереолету»? Что в фестивале пришлось изменить за последние годы, под что пришлось подстроиться, а что вы никогда не поменяете?

- Конечно же, главная составляющая концепции фестиваля - музыкальная. Здесь всегда есть место компромиссу, но одновременно я стараюсь придерживаться своих взглядов. Всегда нужен хэдлайнер, на которого пойдут люди. Но важно, чтобы хэдлайнер не был номинальным. Есть артисты, которые однозначно соберут аудиторию. Но если это группа, которая давно и много выступает на фестивалях в России, – то не хочется ее приглашать, так как не будет новизны. Как если бы я включил в состав «Сплин» или «Ленинград», я бы гарантировал себе количество людей на фестивале. Это не значит, что я не готов их пригласить вообще. Мне нравится и та, и другая группа, а с «Ленинградом» мы долго работали. Я уверен, что они когда-нибудь выступят на «Стереолете», но уже не в этом году.

Одна из наших отличительных особенностей состоит в том, что половина выступающих – неизвестные, но крутые группы. Этот принцип останется неизменным. Люди приходят и открывают для себя новые коллективы. И это очень важно, потому что фестивалей, которые так делают, мало – «Усадьба джаз» и «Дикая мята». Остальные ориентированы на звездных артистов – например, фестивали Park Live или НАШЕСТВИЕ. В том числе благодаря тому, что мы работаем с девятью культурными центрами, консульствами, «Стереолето» может осуществлять такую просветительскую работу.

Плюс, естественно, «Стереолето» поддерживает российских музыкантов. У нас есть сцена «Звук вокруг», где выступают только наши артисты, мы им даем серьезный шанс показать себя, делаем им хорошее промо. У многих групп после фестиваля начинает стремительно развиваться музыкальная карьера. То есть это уже такой знак качества – выступление на фестивале «Стереолето».   

В этом году на «Стереолете» на четырех сценах выступит более сорока коллективов из разных стран. Как проходит отбор музыкантов?

- Это сложный и длительный процесс. Многих артистов мы хотим видеть, а они не могут выступить. Или это гораздо дороже, чем мы можем себе позволить. Есть музыканты, которых я очень хотел бы привезти, но они не попадают в общую концепцию, картинку. Из ста артистов, которых хочется пригласить, получается привезти всего несколько. Зато каждый раз это очень крутые музыканты.

Насколько сложно договариваться с иностранными артистами? Как удается заполучить таких хэдланеров, как Sigur Ros и Сrystal Castles?

- Общаемся с ними заранее – за год. Сейчас проведем фестиваль, и уже в сентябре начнем новые переговоры. Фестивалей огромное количество, особенно в Европе. Если ты хочешь привезти на летний фестиваль в Россию хорошего иностранного музыканта, этим надо озаботиться в сентябре-октябре.

Выступление Ивана Дорна на «Стереолето-2015»
Фото: САРАФАН PR
 

Кого очень хочется привезти, но не получается?

- Таких много. В первую очередь, это Бьорк. Но это вряд ли случится, потому что у нее такой гонорар, что мы сможем привезти ее, только если я найду 70% бюджета фестиваля, – а это большие деньги. 

Еще есть много симпатичных относительно новых групп. Но для того чтобы такой коллектив привезти из другой страны, нужно, чтобы нам кто-то помог. Поэтому тут важно сотрудничество с культурными институтами, консульствами, которые оплачивают дорогу, что, в общем-то, уже неплохо.

Самый первый фестиваль «Стереолето» был по большей части электронным - тогда была волна лаунджа. А как вы можете охарактеризовать нынешнюю музыкальную моду?

- Я не могу сказать, что сейчас есть какая-то ярко выраженная мода. Если говорить про живую музыку – то это скорее движение в сторону гаражного рока. Музыка стала очень эклектичной. Я не очень разбираюсь в новых стилях, слушаю совершенно разную музыку, мне неважно, какого она жанра.

Вы год от года привозите разные группы, видите реакцию зрителей, на каких-то сценах собирается больше людей, где-то меньше. На что сейчас публика хорошо реагирует?

- Всегда по-разному. Не могу предугадать, что будет в этом году. Знаю только, что много людей придет на некоторых русских артистов.

Как вы работаете с таким взыскательным и избирательным слушателем, как петербургский? Это тоже каждый раз риск?

- Я живу здесь и более-менее понимаю, что происходит вокруг. Ситуацию с музыкантами, которых мы привозим, мы много анализируем, изучаем. Да, питерская публика более избирательная, более тяжелая на подъем.

Даже чем в Москве?

- Да. В Москве аудитории, особенно молодой, раза в три-четыре больше. Если бы у нас был такой фестиваль, как «Пикник Афиши», на него приходило бы от силы 5-7 тыс. человек. Но чтобы 30 тыс. пришло даже при хэдлайнере типа Blur или Franz Ferdinand – такого здесь не будет.

В этом году фестивалю 15 лет. Есть ли у «Стереолето-2016» какая-то юбилейная особенность, помимо морской тематики?

- Для меня эта особенность – выступление Sigur Rós.

Sigur Rós
Фото: САРАФАН PR
 

На ваш взгляд, ради каких участников, помимо хэдлайнеров, стоит прийти на фестиваль и почему?

- Я бы отметил группу Repetitor из Сербии. Они молодые, дикие, в хорошем смысле этого слова, у них есть такой, что называется, очень естественный драйв, когда коллектив еще не думает о славе, деньгах. Очень рекомендую итальянцев Joycut. Шикарные ребята Skip & Die - очень крутая танцевальная группа, у них в музыке намешано столько стилей - от байли фанка до болливуд-фанка. Очень классный коллектив Echo & Tito feat. Malox – три в одном: клезмер, электроника и хип-хоп. Из наших исполнителей, конечно, нужно идти на «Нож для Фрау Мюллер» и Pinkshinyultrablast. Впрочем, и те, и другие на самом деле популярны. Большинство людей спрашивают, когда будет Sigur Rós и Pinkshinyultrablast - и не накладываются ли их выступления. Pinkshinyultrablas - одна из самых известных групп из Питера за рубежом. Еще очень интересны Hann with gun и Антоха МС.

Хотите ли вы расширять географию фестиваля? «Стереолето» побывает когда-нибудь в других городах, помимо Москвы?

- Да, мы надеемся на это. Здесь вопрос правильной коммуникации с партнером. Важно найти в городах адекватных организаторов. Если такие появятся – будем работать.

Фото: САРАФАН PR

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Клуб молодого пассионария
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    В гости к летучим мышам: топ-5 пещер недалеко от Петербурга

    Настоящие и искусственные, с подземными храмами и озерами – «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные пещеры в Ленобласти.

    Топ-5 кафе и баров Петербурга с необычным пивом

    Сливочное, фруктовое, с пюре манго и даже с нотками перца – «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице попробовать пиво с нетрадиционными вкусами.

    Красота внутри: топ-5 удивительных петербургских двориков

    Петербуржцы привыкли к парадному и строгому виду Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» решил посмотреть на красоту города с другого ракурса.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы