Алексей Юрьевич Герман — достояние мирового кинематографа. Каждый его фильм — открытие. Каждый - современники сначала жестко критиковали, а потом превозносили. Посмотреть эти фильмы на 35 мм пленке не часто выпадает возможность, а учитывая, что качество копий в изданиях Германа на видео не очень высокое, для многих ретроспектива может стать открытием кинематографа Германа заново.
В рамках ретроспективы будут показаны следующие фильмы режиссера: "Седьмой спутник", "Мой друг Иван Лапшин", "Двадцать дней без войны", "Проверка на дорогах" и "Хрусталев, машину!".
Творчество Алексея Германа пронизано темой антифашизма. В своих картинах он обличает всю античеловечность войны. Сквозная тема всех работ режиссера — водоворот истории, безжалостно уносящий прочь её лучших и истинно преданных делу людей, которые искренне заблуждаются относительно идеалов и мифов своего времени.
В каждой картине Алексей Герман стремился к хроникальности, правдивости, реалистичности, к воссозданию исторической подлинности, отображению толерантных отношений. Его фильмы всегда являют собой образец высокого художественного уровня.
Все картины будут показаны с 35 мм пленки - в оригинальном формате.
Место: киноцентр "Родина", улица Караванная, 12
Стоимость: бесплатно
Расписание показов:
Время: 9 марта в 12:15; 16 марта в 15:00
"ХРУСТАЛЕВ, МАШИНУ!"
Россия - Франция, 1998, 137 мин., 16+
Режиссер: Алексей Герман
Сценарий: Алексей Герман, Светлана Кармалита
Композитор: Андрей Петров
В ролях: Юрий Цурило, Нина Русланова, Александр Баширов, Юрий Ярвет-мл., Генриетта Яновская, Александр Баширов, Константин Хабенский.
Трагифарс о злоключениях некоего генерала-врача в конце февраля 1953 г. — в последние дни страшной сталинской эпохи. Впервые показанная на Каннском МКФ в мае 1998 г. и выпущенная осенью того же года в кинопрокат Франции, картина была представлена в России лишь спустя год, вызвав резко полярные оценки. Кажущиеся несуразности, непонятности и преувеличения в этой вполне реальной киноистории приобретают иное измерение, если взглянуть на них под верным углом. Мир Германа здесь становится подобен уже не гиперреализму (хотя в изобразительном строе постановщик с присущей только ему невероятной тщательностью соблюдает все мельчайшие приметы прошлого), а условной эстетике Франца Кафки и Сэмьюэла Беккета. Комизм и абсурдность поведения ряда персонажей фильма, которые причудливо играют со своими масками и социальными ролями, доведены до сгущенного состояния художественного преувеличения, что позволяет осознать, как сама сталинская действительность стала злой и мрачной пародией на себя. А еще создается уникальное впечатление, что А.Герман свидетельствует здесь о прошлом не в качестве непосредственного очевидца и участника, но откуда-то из далекого будущего или вообще с иной планеты, из некой параллельной Вселенной. И именно этот временной зазор позволяет воспринять все случившееся в истории страны как беспощадный трагифарс или жуткую фантасмагорию, чья правдивость и убедительность кажется тем сильнее, чем она представляется невероятнее и даже надуманнее.
Призы "Ника" за лучшие фильм, режиссуру, работу оператора, работу художников- постановщиков и художника по костюмам; Национальные премии российской кинокритики за лучшие фильм, режиссуру и работу художников (1998).
Время: 10 марта в 10:00; 15 марта в 15:00
"МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН"
Режиссер: Алексей Герман
Сценарий: Эдуард Володарский
Композитор: Аркадий Гадулашвили
В ролях: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов, Алексей Жарков, Зинаида Адамович, Александр Филипенко, Юрий Кузнецов.
Социально-психологическая драма по повести Юрия Германа "Начальник опергруппы2 (также первоначально назывался и фильм) о нескольких днях из жизни начальника уголовного розыска заштатного советского городка в блестяще воссозданных на экране реалиях и атмосфере 30-х гг. прошлого века. Несмотря на ужас преступлений, с которыми ему приходится иметь дело, Лапшин (в котором, кстати, нет ничего привычно героического) убежден, что в состоянии что-то исправить на этой земле. Один из выдающихся российских фильмов 80-х гг. прошлого века, рассказавший о прошлом с новым уровнем достоверности, явивший свой стиль, подхваченный так называемой "ленфильмовской школой". Производство фильма было закончено еще в 1982 г., но три года он пролежал на цензурной полке.
Госпремия РСФСР им. братьев Васильевых А.Болтневу, Э.Володарскому, А.Герману, Ю. Пугачу, Н.Руслановой и В.Федосову за 1986 г.; Приз "Бронзовый Леопард" фильму, приз ФИПРЕССИ и приз Э.Артариа А.Герману на МКФ в Локарно (1986); Премия критики А. Герману на МКФ в Роттердаме (1987).
_______________________________________________________________________
"ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ"
СССР, 1976 ч/б, 101мин., 12+
Режиссер: Алексей Герман
Сценарий: Константин Симонов
Композитор: Виктор Лавров
В ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Ангелина Степанова, Екатерина Васильева, Николай Гринько.
Фильм-размышление о человеке на войне, о долге искусства во время войны, о жизненной и художественной правде по мотивам повести Константина Симонова "Из записок Лопатина" о командировке военного корреспондента в тыловой Ташкент. Один из точнейших и удивительнейших художественных документов о военном времени. Постановщик не только дал прозвучать в начале и в конце фильма голосу знаменитого писателя, но зарядился от него доверием к неэффектному факту, к несочиненной реальности. Фильм (как и "Проверка на дорогах") откровенно и последовательно развивает поэтику "документализма", но, в отличие от кино 60-х гг., среда в них — не столько предметный ряд (разработанный с филигранной тщательностью), сколько люди, эту среду населяющие и составляющие. Камера как бы вырывает человека из бытового времени, из потока жизни. Наиболее специфический способ существования эпизодического персонажа у Германа — исповедь перед камерой. Любой человек сам по себе оказывается, таким образом, объектом историческим в этом кинематографе. И все же главное достоинство картины в другом: не покидает ощущение, что перед тобой воссозданный в естественном потоке, с нерасчлененностью на главное и неглавное, кусок подлинной военной жизни. К взгляду главного героя приноровлено движение камеры, развертывающей перед нами панораму тыла с его сиротской неуютностью и отчаянием, напряжением сил и неистребимостью жизни. Все тут снято на уровне человека, все не завершено, не имеет начала и конца, словно вырвано из потока жизни случайно брошенным взглядом. Метафоры здесь рождены не волевым режиссерским актом, как в иных фильмах о войне, а будто найдены невзначай в самой гуще тылового быта. На передний план выходит не герой со своей тяжелой ношей, а широкая панорама войны "без войны", занимающая, кажется, все пространство фильма и являющаяся его истинно главным сюжетом.
Приз имени Жоржа Садуля во Франции (1977); Премия критики на МКФ в Роттердаме (1987).
_______________________________________________________________________
Время: 12 марта в 10:00
"ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ"
СССР, 1971, ч/б, 91мин., 16+
Режиссер: Алексей Герман
Сценарий: Эдуард Володарский, Юрий Герман
Композитор: Исаак Шварц
В ролях: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Федор Одиноков, Анда Зайце, Геннадий Дюдяев.
_______________________________________________________________________
"СЕДЬМОЙ СПУТНИК"
СССР, 1967, ч/б, 84 мин., 16+
Режиссер: Григорий Аронов, Алексей Герман
Сценарий: Юрий Клепиков, Эдгар Дубровский
Композитор: Исаак Шварц
В ролях: Андрей Попов, Александр Анисимов, Георгий Штиль, Валентин Абрамов, Владимир Осенев.
Социально-психологическая драма (режиссерский дебют Алексея Германа) по повести Бориса Лавренёва о судьбе бывшего профессора военно-юридической академии генерала царской армии Адамова (в прекрасном исполнении А.Попова), арестованного осенью 1918 года, но до последнего дня отстаивающего гуманистические принципы. Признанием главного героя фильма о том, он — "седьмой спутник, малое тело, втянутое в мировое пространство движением огромного тела", впервые была определена основная тема всех последующих работ Германа.