В апреле сразу две компании объявили о планах по открытию в Петербурге крупноформатных магазинов с продуктовым ассортиментом. Группа компаний "Виктория", владеющая сетью магазинов "Квартал" в формате "у дома", собирается развивать в городе и сеть собственных супермаркетов. В Петербурге уже работают два супермаркета "Виктория" и в этом году появятся еще два. Как сообщается в пресс-релизе компании, к 2010 году планируется запустить девять новых супермаркетов, инвестировав в проект в общей сложности $50 млн. "Виктория" не исключает возможности работы в дорогом премиум-сегменте, с менее освоенным рынком. Пока же компания позиционирует себя в среднем ценовом диапазоне.
Если первый супермаркет (на Шлиссельбургской улице) тяготеет к формату дискаунтера, то второй, только что открывшийся в Приморском районе, предназначен для горожан со средним уровнем доходов и выше. Сейчас ассортимент в нем формируется за счет недорогих продуктов питания с наценкой в пределах 10% и ряда премиальных продуктов, которые дают более существенную прибыль. Новый супермаркет предлагает и так называемые уникальные товары, изготовленные на своей кухне — наценка на них также выше средней. Всего заявлено более 20 тыс. наименований товаров, что чаще свойственно премиум-формату, чем дискаунтерам.
А на июнь намечен дебют на российском рынке финской продуктовой сети Prisma, которая начнет с того, что откроет супермаркет площадью 2,5 тыс. кв.м. в гостинице "Москва" в центре Петербурга. Prisma принадлежит крупнейшей финской компании SOK Corporation, параллельно развивающей в городе гостиничную сеть. Планы финнов довольно обширны и в отношении продуктового ритейла: к 2013-2015 годам должны открыться 15-20 крупноформатных магазинов (в центре подыщут место для супермаркетов, а гипермаркеты разместят на окраинах и в пригородах).
Если ниша дискаунтеров в Петербурге сегодня перенасыщена, то премиум-сегмент будет активно расти в ближайшие три года, прогнозирует заместитель генерального директора сети супермаркетов "Лэнд" Олеся Набиулина. По ее мнению, именно сюда будут стремиться сети, ранее не представленные в городе. "Это разные классы магазинов, - уточняет она. — Премиум — вовсе не значит дорого… имеется в виду дифференцированная ценовая политика, возможность приобрести по-настоящему хорошие продукты. Ассортимент в таких магазинах в 1,5-2 раза шире, чем в обычных гипермаркетах и супермаркетах. Ведь дискаунтеры ориентируются, прежде всего, на обеспечение минимальной цены". По словам Набиулиной, премиум-формат чрезвычайно востребован в Петербурге. Три последних магазина "Лэнд" открылись именно в этом сегменте, и в компании решили сосредоточиться на его развитии.
"Когда открывали первый премиум-магазин на Владимирском проспекте, то понимали, что расположение в центре города обязывает нас к более высокому уровню (вокруг много гостиниц, много туристов). На его примере убедились, как петербуржцам не хватает нормально сервиса и качественных продуктов", -рассказывает она. В планах "Лэнд" также значится открытие новых магазинов в 2008 году — в компании хотели бы максимально занять пока свободную премиум-нишу. Набиулина отмечает, что подобных торговых точек в Петербурге немного: "Калинка-Стокманн", "Бабилон", "Глобус Гурме", а также универсамы "Пулковский" и "Северный". К тому же, по ее мнению, у московских сетей не получается освоиться и наладить бизнес "на должном уровне".
Одна из самых успешных в городе продуктовых сетей, "Лента", не относит себя к дискаунтерам. Как заявила специалист компании по связям с общественностью Наталья Козырева, говорить о формате "дискаунт" в питерском крупноформатном ритейле не очень правильно, поскольку такой сегмент исторически не был сформирован. "Сегодня в городе есть сети гипермаркетов с разным позиционированием и разными ценовыми стратегиями, но жесткого дискаунтера, соответствующего европейскому пониманию этого формата, среди них нет", - поясняет она.
В "Ленте" скептически оценивают шансы новых игроков занять значимую долю на петербургском рынке, поскольку, по данным компании, петербургский рынок крупноформатного ритейла является самым насыщенным в стране. Так, на 100 тыс. жителей в Петербурге приходится 1,13 гипермаркетов — по этому показателю город вплотную приблизился к Европе. "Развитие крупного формата в сегменте премиум, теоретически, возможно, однако этот сегмент обладает ограниченной емкостью и вряд ли может быть развит массово", - заметила Козырева. Если петербургский рынок и ждут какие-то глобальные потрясения, то, скорее всего, они будут связаны с процессом поглощения местных сетей федеральными или интернациональными операторами, полагает она.
Покупательскую активность петербуржцев в "Ленте" признают довольно высокой. Помимо еженедельных закупок, многие готовы делать и разовые покупки (скоропортящаяся продукция или продукты, приготовленные непосредственно в магазине). В среднем, за одно посещение "Ленты" в Петербурге, по итогам прошлого года, посетитель оставлял на кассе порядка 1800 руб.
Согласно данным исследовательской компании "Комкон-Санкт-Петербург", представители среднего класс, зарабатывающие по 15 тыс. руб. на каждого члена семьи, тратят на питание до 40-50% заработной платы. При зарплате 25-26 тыс.руб. на продукты уходит как минимум 10-12 тыс. руб. При этом в Москве на продукты тратят на 15-20% больше — примерно столько же составляет разница в усредненной заработной плате между столицей и Петербургом.
Тем не менее, разница в доходах все-таки сказывается на структуре потребления. Все участники рынка признают, что в Петербурге традиционно сильны позиции ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте. Напомним, что развитие теперь уже федеральных сетей "Лента", "Окей", "Карусель" начиналось именно с Петербурга. Маловероятно, что даже представители среднего класса (по оценкам "Комкона", на конец 2007 года к ним относились около 18% петербуржцев) смогут себе позволить регулярные закупки в "премиальных" магазинах при вышеозначенном уровне зарплаты. Это, конечно, не относится к разовому приобретению определенных элитных продуктов. А, учитывая, что маржа в премиум-супермаркетах выше, чем в магазинах с небольшой наценкой, такие проекты все же могут рассчитывают на стабильный доход.
Однако, премиум премиуму рознь. Сеть "Глобус Гурмэ", взявшаяся одной из первых осваивать этот сегмент в Петербурге, была вынуждена закрыть в городе оба своих супермаркета. Ее основной и более успешный конкурент на московском рынке — сеть "Азбука вкуса" - вообще отказалась пока открывать в Петербурге продуктовые бутики.
Как пояснили в "Лэнде", московские операторы действуют в городе по тому же принципу, что и в столице — ассортимент почти целиком складывается из элитных и исключительно дорогих товаров. В премиум-сегменте так же, как и в остальных, необходимо грамотное разделение продуктов на разные ценовые категории, чтобы привлечь покупателей с разным уровнем доходов, говорит Олеся Набиулина.
Наталья РЫЖКОВА