Потребление алкоголя в пересчете на чистый спирт зависит от покупательной способности населения, а не от законодательных инициатив.
Принятие закона приведет к сокращению производства ПЭТ и к общему кризису в отрасли, цены вырастут не только на пиво, но и на молочные продукты, воду или масла в пластиковой таре. Производственные мощности по разным оценкам упадут от 20 до 30 процентов, значительная часть профильных компаний закроется, налоговые поступления в бюджет снизятся, а количество рабочих мест сократится.
Нечестная конкуренция Летом 2015 года началась развернутая кампания за сокращение производства пластиковых бутылок. Банеры с надписью «Запретим пластиковую бутылку — спасем Россию!» появились на Рублевском шоссе и на сайтах нескольких изданий. Одновременно была запущена кампания по сбору подписей под онлайн-петицией, авторы которой требовали запретить «вредные» ПЭТ-бутылки для пива. На YouTube выложили видеоролик, рассказывающий о том, что пластиковые бутылки изобрели в фашистской Германии, чтобы уничтожить русский народ. Федеральная антимонопольная служба усмотрела в этой рекламной компании признаки нарушения закона и начала свое расследование.
Главными противниками ПЭТ-упаковки выступили производители стекла. Члены ассоциации «Стеклосоюз», объединяющей 180 предприятий, договорились продвигать меры по увеличению объемов и рынков сбыта стекольной продукции, включая законодательное ограничение использования пластика для разлива алкогольной продукции.
ФАС вынесла предостережение «Стеклосоюзу». В Москве был создан «Антикризисный штаб стекольной промышленности», в который вошли руководители крупнейших стекольных предприятий страны.
В протоколе заседания, опубликованном в сети, были обозначены основные задачи стекольщиков. В том числе — «предложения по внесению изменений в законодательство… об ограничении использования ПЭТ-тары». По мнению ФАС, здесь может иметь место картельный сговор, который приведет к ограничению конкуренции как на рынке алкогольной продукции, так и на смежных рынках: тары, упаковки и ПЭТ-гранулята.
Мировой опыт Ни в одной стране ВТО нет ограничения по объему или материалу упаковки: в странах Евросоюза пластиковые бутылки объемом более 1,5 литров используются для пива, а в США пластиковую упаковку для крепких алкогольных напитков используют около трети производителей. В Германии в прошлом году был продан 1 миллиард ПЭТ-бутылок пива. В Чехии доля бутылок объемом 1,5 л среди всех видов пластиковой упаковки составляет 67,6%, а двух литровых 29%. В Румынии, Сербии и Болгарии большие пластиковые бутылки не менее популярны.