Первые туфли на резиновой подошве, которые считают прототипом кроссовок, никакого отношения к спорту не имели. Их придумали специально для английских полицейских, чтобы им было удобнее ловить преступников. Туфли эти не скользили и были легкими и бесшумными, а еще - одинаковыми для правой и левой ноги. Тем не менее, они быстро приглянулись любителям бега.
Первая по-настоящему беговая обувь со шнуровкой и шипами на подошве появилась в 1832 году. А 60 лет спустя на ее основе создали кеды, которые стали непосредственными предшественниками кроссовок.
Первые кроссовки выпустили Адольф и Рудольф Дасслеры на своей фабрике спортивной обуви Gebrüder Dassler Schuhfabrik, которая позднее разделилась на Puma и Adidas. Произошло это в 1925 году. Братья сшили кожаные шипованные кроссовки для бега на короткие и средние дистанции, снабдив их специальной биомеханической подушечкой.
фото: lacode.ru
В конце ХХ века кроссовки шагнули в мир высокой моды. Первым модельером, использовавшим их во время показа, стал Карл Лагерфельд. Тогда модели, демонстрирующие его коллекцию, были обуты в кроссовки Reebok.
Кроссовки vs кеды
Кроссовки, прежде всего, считаются обувью для бега - не зря в русском языке у них такое название. Поэтому они должны повышать сцепление с поверхностью и обеспечивать бегунам максимальные результаты. У кроссовок довольно толстая подошва, специальные амортизаторы и рисунок протектора, а также - слегка задранный нос. Верх у них ниже, чем у кед. И шьют его из натуральной и искусственной кожи или синтетического материала с множеством отверстий, которые пропускают воздух.
Кеды же предназначены не для беговых состязаний, а скорее для занятий спортом в целом. Их подошва - резиновая, плоская, к тому же она гораздо тоньше, а верх сделан из ткани и закрывает щиколотку.
Конструкцию кроссовок в отличие от кед постоянно корректируют с целью повышения спортивных достижений и защиты от травм.
Фото: zastavki.com
Каждому свое
Сейчас «свои» кроссовки есть во многих видах спорта. И каждые из них имеют ряд особенностей в конструкции. Например, беговые кроссовки - легкие с хорошим сцеплением, баскетбольные - фиксируют лодыжку, а теннисные - поддерживают голеностоп при боковых перемещениях и прыжках.
При производстве кроссовок учитывают и анатомические особенности человека. Во-первых, обувь делится на мужскую и женскую. В кроссовках для женщин более узкая колодка, поскольку задняя часть стопы у них уже, чем передняя, и выше расположена пятка, так как у женщин слабее ахиллово сухожилие. Во-вторых, конструкция кроссовок зависит от индивидуальных анатомических характеристик, таких как степень пронации (способ постановки внешней части стопы при ходьбе и беге) или высота подъема. Ведь, при гиперпронации (заваливание стопы вовнутрь) увеличивается нагрузка на спину, а при гипопронации («выворачивание» стопы наружу) - на голень. А задача кроссовок состоит в том, чтобы ее нивелировать.
фото: womanadvice.ru
На раз, два, три
Производство кроссовок начинается с изучения работы ступни и давления, которое она оказывает на поверхность. Это позволяет понять, каким образом можно увеличить сцепление с помощью подошвы - где на ней сделать вставки и канавки.
Амортизаторы размещаются в зависимости от техники бега. При беге на пятку делается выше и снабжается амортизатором задняя часть подошвы. При беге на переднюю или среднюю часть стопы амортизатор ставят впереди, а подошву делают более плоской.
В целом кроссовки состоят из трех «частей»: верха, промежуточной подошвы и подошвы. Готовое изделие получают путем их склейки. В ряде моделей для большей прочности верх с подошвой после склеивания сострачивают.
Верхняя часть кроссовок фиксирует ступню на промежуточной подошве и обеспечивает «дыхание» ноги. Поэтому ее шьют из кожи или «дышащей» синтетической сетки.
фото: econet.ru
Промежуточная подошва – слой между подошвой и верхом, обеспечивает устойчивость и амортизацию стопы. Сегодня промежуточную подошву спортивной обуви часто делают из: филона - материала из пенных гранул, которые под давлением разогревают, а затем охлаждают, чтобы получить необходимую форму, или филайта - смеси филона и резины, из которой промежуточные подошвы льют.
Что касается наружных подошв, то многие производители «колдуют» в лабораториях над собственными рецептами их производства, подмешивая в резину различные «секретные» ингредиенты, повышающие то самое сцепление. Что же касается типовых материалов, то можно выделить четыре наиболее популярных. Синтетическая резина с добавлением углерода (BRS 1000) - подошва из нее выходит очень прочной и используется, как правило, для бега на открытом воздухе. Смесь резины и спецдобавок (DRC) - для подошв «долгоиграющих» на шероховатых поверхностях, ипользуется в теннисе и стритболе. Пористая синтетическая резина (дуралон) - подошва из нее мягкая и пружинистая, используется для бега. Смесь натуральной и синтетической резины – такая подошва обладает отличным сцеплением и используется в закрытых помещениях.
фото: runlab.ru
В состав материалов, из которых делают подошву для холодов, входят добавки, позволяющие ей не грубеть и не трескаться от мороза. Обычно подошву для кроссовок изготовляют методом литья – то есть в стальную форму заливают «резиновый» расплав, и ждут, пока он застынет.
Между промежуточной и наружной подошвой нередко делают амортизирующие прослойки. Здесь у ряда компаний разработаны свои ноу-хау. Наиболее известные технологии амортизации - Wave компании Mizuno (в подошве размещается специальная пластина, поглощающая энергию ударных нагрузок) и Gel компании Asics (под пяткой и подушечкой большого пальца в подошве находится особый вид силикона).
В зависимости от нужд разных видов спорта, на наружную подошву наносят определенный рисунок протектора, опять-таки повышающий сцепление. Узор и глубина зависят от покрытия и условий, в которых предполагается использовать обувь. Ровная подошва подходит для бега по дорожкам. Кроссовки с протектором в виде «елочки» надевают, играя в стритбол, чтобы на асфальте не проскальзывали ноги. Паркурщики носят кроссовки с протектором, помогающим направлять движение в нужную сторону.
фото: topsweet.ru
Сегодня Nike и Adidas начали производить подошвы для кроссовок с помощью 3D-принтеров. Правда, из-за невысокой скорости 3D-печать пока используют только для изготовления прототипов (опытных образцов) со сложным рельефом. Поскольку на печать одной подошвы уходит около двух часов.