USD 17.04.2024 94.0742 +0.4851
USD ММВБ 19:15 94.4027  
EUR 17.04.2024 99.9341 +0.1407
EUR ММВБ 19:15 100.1975  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00
Жителей Петербурга заверили, что дома не перестанут прогревать вплоть до 9 мая ЗакС Петербурга внес в Госдуму законопроект о штрафах до 500 тысяч рублей за рекламу интимных услуг Петербуржцам рассказали, когда начнется период отключения горячей воды Призывникам в Петербурге начали отправлять повестки
Эльдар Сафин
Поводырь судов: как работа порта зависит от лоцмана
Северная столица и Большой порт Санкт-Петербурга находятся на одной территории, но это словно два разных субъекта, каждый из которых имеет свою уникальную историю, свои традиции, и свое немалое значение в истории государства Российского. Как устроена работа порта и какую роль в нем играют лоцманы, рассказывает «Санкт-Петербург.ру».
Акватория большого порта Петербурга. Фото: seaport.spb.ru
Из прошлого в будущее

В истории любого государства есть основные вехи, своеобразные реперные точки, которые определяют культуру, статус, границы страны. В истории России это, например, момент крещения Руси, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле и создание Петром Великим знаменитого «окна в Европу».

Этим окном стал не сам Петербург, который можно рассматривать скорее как гостиную, а его порт. Получив выход к северным морям, отвоевав право на судоходство в этих водах, Россия изменила ход своей истории. И из диких земель, о которых знали только ближайшие соседи, стала – не в одночасье, конечно, но очень быстро по историческим меркам - европейской державой.

Сегодня Большой порт Санкт-Петербурга даже в России не первый по торговым объемам. Но торговый путь «из варяг в греки» все так же актуален, как и тысячу лет назад. В личном зачете сейчас ведет Новороссийск, чей грузооборот еще в 2005 году перевалил за сто млн тонн в год. В Петербурге в последние годы грузооборот колеблется от 50 до 60 млн тонн.

Зато в общем зачете Балтийский бассейн уверенно выигрывает и у Тихоокеанского, и у Азово-Черноморского. Балтика сотни лет была, есть и, как минимум на ближайшие десятилетия, останется нашим основным морским окном в Европу.
Сегодня динамично развивается порт Усть-Луга, во многом за счет «соседей» - Таллинна, Риги, Вентспилса и – что закономерно - Санкт-Петербургского Большого порта. Сам Большой порт не прекращает развиваться: за триста лет существования он сильно разросся, и сейчас в нем более 200 причалов, а общая длина причальной линии составляет не менее 30 километров – это тысячи рабочих мест, не считая множества инфраструктурных и обслуживающих компаний и организаций.
Кровеносная система порта

До сих пор не придумано более выгодного в сочетании цена/качество способа переправлять объемные и тяжелые грузы между континентами, чем морские перевозки. Металлопрокат, частные и коммерческие контейнеры, автомобили, строительная техника и станки – многие тысячи наименований. Даже несмотря на учащающиеся кризисы, грузооборот увеличивается с каждым годом. Морем медленнее, чем по небу, но при этом стоимость перевозки во много раз ниже.
Крупный современный порт – к каким, без сомнения, относится и Большой порт Санкт-Петербурга - пропускает за день десятки судов с тысячами пассажиров и сотнями тысяч тонн грузов. Весь этот поток необходимо распределить – при том, что каждое судно уникально, а у каждого причала есть свои особенности и нюансы.
Порт – это паззл с множеством фигур, которые можно составить в различные комбинации, но даже небольшая ошибка чревата существенными потерями – как времени, так и финансов, а иногда и человеческих жизней.
Взорванный город
6 декабря 1917 года в порту канадского города Галифакс произошло столкновение французского военного транспорта «Монблан» и норвежского торгового судна «Имо», что привело к крупнейшему взрыву доядерной эпохи.

Погибло 2 тыс. человек, около 10 тыс. получили ранения, множество людей осталось без крова и средств к существованию. Были разрушены 1600 зданий, еще 9 тыс. – повреждены.

В результате расследования виновными в катастрофе были признаны оба капитана, хотя изначально предполагалось, что виновники катастрофы - капитан французского судна и местный лоцман.
За логистику внутри порта отвечает Служба управления движением судов (СУДС). Диспетчеры-координаторы и лоцманы-координаторы обязаны знать все нюансы и тонкости, связанные с очередностью входа судов, погодными условиями, уровнем воды, состоянием фарватера и т. д. СУДС должна работать как сердце, четко и без перерывов отправляя по венам и артериям – каналам и фарватерам – суда. Любая задержка может привести к чрезвычайной ситуации.

Катастрофой чреваты не только ошибки лоцманов или непродуманная инфраструктура порта. В апреле 2009 года порт Сингапура, один из крупнейших в мире, не успевал принять все приходящие суда, и очередь на вход увеличилась сверх обычного – в результате было несколько ЧС, в том числе столкновение судов, иранского перевозчика маиса с индонезийским контейнеровозом.

Недостаточно контролировать происходящее в акватории порта – необходимо знать обстановку вовне, а лучше прогнозировать заранее, предусматривая меры для предотвращения любых чрезвычайных ситуаций.
Большой порт в зимнее время. Фото: seaport.spb.ru
Большой порт Санкт-Петербурга суров. В частности, это касается климата: зимой нередко суда идут караваном за ледоколом, чтобы добраться до причала или выйти из порта. Плюс сложный рельеф в любое время года – например, около Кронштадта дно каменистое, и судно с большой осадкой при понижении уровня воды в случае мельчайшей ошибки или резкого изменения ветра может получить пробоины.

Капитан судна всегда отвечает за свой корабль, но в чужом порту должен быть аккуратен вдвойне - он вынужден доверяться местному лоцману. Здесь есть варианты: проще всего дать лоцману встать за штурвал и самостоятельно провести судно. Но иногда капитан не доверяет стороннему специалисту в полной мере и сам ведет судно, а лоцман только дает рекомендации.
Как стать лоцманом?
Приказом № 112 министра транспорта России от 22 июля 2008 года утверждено «Положение о морских лоцманах Российской Федерации».

Согласно этому документу, желающему стать лоцманом необходимо получить профильное образование, затем не менее пяти лет отработать капитаном или помощником капитана на судах водоизмещением более 500 тонн – и только в этом случае можно стать… Нет, не лоцманом – а стажером.

После длительной стажировки, включающей в себя многие недели практики, работу на тренажерах, имитирующих реальные ситуации, изучение регламентов, особенностей рельефа портового дна и прохождения аттестации можно стать морским лоцманом второй категории. А через пять лет постоянной работы без малейших замечаний – поднять категорию до первой.

Фото: fleetphoto.ru
Развитие и перспективы

С начала 2000-х грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга серьезно вырос. Еще недавно самой востребованной группой судов была третья, то есть морские суда размером до 155 метров. А сегодня чаще всего встречается вторая группа – до 200 метров. Увеличивается и количество обслуживаемых судов

Порт – это оркестр, состоящий из множества музыкантов-компаний. Некоторые частные, некоторые государственные, и все вместе они работают на то, чтобы Большой порт Санкт-Петербурга жил и развивался. Как пример: есть частный терминал Моби Дик. Раньше через него возили дерево и металлолом. Владельцы углубили канал, подходящий к терминалу, замостили подъезды плиткой, сделали за свои деньги туннель. В итоге получился контейнерный терминал мирового уровня.

Программа развития порта подразумевает открытие новых фарватеров, углубление старых, создание дополнительных терминалов. Но полностью решить все проблемы пока вряд ли возможно: все-таки наш порт – уникальный, северный. В похожих условиях работают всего несколько портов в мире - канадцы, норвежцы, финны.

В начале 2000-х, когда Большой порт Санкт-Петербурга начал работать в полноценном режиме после разрухи девяностых, в Северную столицу начали регулярно плавать немцы, вроде бы привыкшие к ледяной каше у финнов. Но первые годы они вынуждены были передавать управление своим судном петербургским лоцманам, потому что не могли причалить в наших условиях. Сейчас у них появилась привычка, и многие немецкие или голландские капитаны могут подвести свое судно зимой к нашему обледенелому причалу.
Петербургский порт – очень сложный. Но за счет профессиональной команды и уникального набора техники, включающей в себя буксиры, ледоколы и вспомогательную технику, любые проблемы решаемы.
Процесс глазами гостей
Если рассматривать ситуацию со стороны входящего в порт судна, то выглядит она следующим образом. Во-первых, у каждой компании, владеющей судном или судами, в порту есть агент. У богатых компаний этот агент – свой, для компаний поменьше – один агент на многих.

Перед посещением судном порта агент заказывает лоцмана, оговаривает ориентировочное время прибытия. После прихода судно сообщает о себе, на него высылается лоцман и корабль идет к оговоренному причалу. Путь от входа в порт до причала может быть разным – в зависимости от погоды, времени года, квалификации лоцмана, технического состояния судна.

Чаще всего это несколько часов, в случае форс-мажора короткий путь может занимать во много раз больше времени. А задержка для судна стоит дорого, поэтому часто проблему решают с помощью технических средств – ледокола или буксира.

Как именно должно причалить судно, нередко зависит от его компоновки, от того, как настроена инфраструктура причала. Судно необходимо разгрузить или загрузить, иногда на одном из бортов есть собственные краны – тогда желательно встать другой стороной.

Кроме вопросов непосредственно с погрузкой, судно перед уходом должно закрыть все возможные разногласия с таможней, с пограничной комиссией. Если дело в формальностях, большую часть вопросов решает агент.

После того как формальности улажены, процесс повторяется: вызывается лоцман, судно выходит из порта к приемному бую, там лоцман сходит с судна – и оно уходит дальше.
Большой порт Санкт-Петербурга – настоящее государство в государстве. Его можно сравнить с Ватиканом, стоящим в центре Рима. Он имеет собственную закрытую территорию, собственного абсолютного монарха – капитана Большого порта. Ежедневно он принимает гостей-паломников со всего мира, решает множество вопросов.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков Петербургские ученые создали "умную" одежду, вырабатывающую энергию Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса Пистолет, из которого школьник отрыл стрельбу на Науки, оказался пластмассовым
Фонтан "Луч" в парке 300-летия обворовали прямо перед началом летнего сезона "Премии, уважение, признание": петербуржцы рассказали, что их больше всего мотивирует работать Петербуржцам рассказали, каким категориям граждан следует ограничить употребление бананов В Петербурге в начале апреля наблюдается аномальное количество снега
На Невском проспекте за 14,7 млн рублей установят вазоны с декоративными яблонями В Петербурге любитель гонок уходя от погони устроил ДТП и остановился только после предупредительного выстрела Владимиром Путиным был подписан указ о проведении в Москве Международной выставки-форума "Россия" В Комтрансе рассказали об изменениях в законодательстве, связанных с зонами платной парковки в Петербурге

 
Made on
Tilda