USD 23.11.2017 59.0061 -0.4543
USD ММВБ 22:17 0  
EUR 23.11.2017 69.4030 -0.4154
EUR ММВБ 22:17  
Нефть($) 22.11.2017 63.18 +0.96
Нефть(p) 22.11.2017 3728.01 +28.38

Волшебство мобильной связи: МегаФон готовится к Новому году

Пока Дед Мороз определяется, в какую резину "переобуть" свою оленью упряжку, в МегаФоне уже вовсю готовятся к Новому году. Оператор занимается этим с 1 ноября. Ответственный за подготовку к такому событию - Единый центр управления сетью (ЕЦУС). Журналисты Санкт-Петербург.ру побывали там и узнали, как идет подготовка к самому масштабному празднику страны.

Что вы будете делать часов в 10 вечера 31 декабря? Наверняка морально готовиться к торжеству: оливье-селедка-шампанское, ну и, конечно, звонки-смски родным и друзьям. Бой курантов и пауза на загадывание желаний-шампанское-оливье-селедку, а затем снова звонки-смски. А помните, пару-тройку лет назад до абонента в эти часы приходилось дозваниваться, как до Смольного в дни Ленина?

Сейчас многое изменилось, говорит директор ЕЦУС Валентин Полозенко. Модернизация сети позволила в разы увеличить количество возможных звонков и объем интернет-трафика. А значит, в новогоднюю ночь у всех есть возможность дозвониться до своих родных и близких.

В технических терминах проблема выглядит так: нам нужно на короткое время увеличить пропускную способность сети в несколько раз.
Проектируя сеть, оператор учитывает, что каждый абонент совершает небольшое количество звонков, распределенных по времени суток. Например, у меня в день получается десяток звонков по две минуты. Значит, разговариваю я чуть больше 1% своего времени. Если бы все абоненты звонили равномерно, то один радиоканал можно было бы выделить на 100 пользователей. В больших городах рядом с абонентом находится сразу несколько базовых станций, каждая из которых оборудована несколькими антеннами, работающими в нескольких диапазонах. Теоретически одна такая станция может поддерживать от 120 до 373 частотных каналов одновременно, а интеллектуальное управление сетью распределяет звонки между базовыми станциями. Но сразу после боя курантов все 70 млн абонентов возьмут в руки свои мобильные устройства. По статистике, на одну станцию приходится около 4000 абонентов.
Теперь вы понимаете сложность задачи.
Увеличить количество базовых станций оператор не может. Во-первых, это неэффективно, большую часть года станции будут простаивать. Во-вторых, расположенные рядом антенны мешают друг другу. Видели, какие красивые круги расходятся от брошенного в воду камешка. Если бросить два одновременно, на поверхности появится замысловатый интерференционный узор, а если бросить щепотку камешков - поверхность воды превратится в хаос. Значит, ставить много станций не вариант, соответственно нужно увеличить эффективность работы каждой из них, а также постараться устранить все препятствия на пути сигнала между базовыми станциями.
Самый простой способ в два раза увеличить емкость базовой станции - перейти с режима full rate на half rate. То есть в один частотный канал поместить два голосовых, сжав их специальным алгоритмом. Голос становится чуть менее выпуклым, но мы получаем удвоение возможностей по одновременному обслуживанию абонентов.
В штатном режиме в сети МегаФон задействованы не все несущие частоты, эти дополнительные возможности также будут введены в строй.
Между базовыми станциями оператор подключает все резервы и расширяет каналы, передающие трафик к другим сотовым операторам. У МегаФона 170 тыс. километров собственных волоконно-оптических линий связи, и каждый метр надо проверить и настроить.

 

Валентин Полозенко бодрый и доброжелательный. В эту новогоднюю ночь ему не придется следить за состоянием сети на площадке и звонить своей семье, так как с 31 на 1 на площадке ЕЦУС в Самаре будет дежурить его коллега - директор Восточного крыла ЕЦУС из Самары Александр Быков. Сеть МегаФона в России управляется из двух единых центров ЕЦУС. «Два единых центра» звучит странно, но работа настолько ответственна, что без дублера не обойтись. В штатном режиме центры делят нагрузку, но при необходимости каждый из них может забрать все управление. Тринадцать млн сообщений в сутки обрабатывается программами и операторами этих центров. Здесь и диагностические данные, и информация об инцидентах, и статистика. К Новому году оба центра готовятся одинаково, но их директора отмечают праздники дома по очереди и в отпуска ходят по очереди.

Валентин увлеченно рассказывает про подготовку:

«Мы начинаем готовиться к Новому году с 1 ноября. В структуре МегаФона есть ситуационно-аналитический центр, который на протяжении года занимается анализом и исследованием сети: как меняется ее нагрузка, где и по каким причинам возникает больше всего аварий, пиковые ситуации и многое другое. К ноябрю наш центр получает от группы технического контролинга документ, в котором несколько сотен задач для улучшения сети или устранения проблем. С этого документа и начинается наша подготовка».

Продолжает руководитель оперативно-технического управления Елена Серегина:

«Эти предписания показывают нам, например, где нужно добавить базовые станции. Ведь у нас есть не только стационарные, но и мобильные станции, которые мы можем установить на Дворцовой площади во время гуляний или в других местах скопления людей. Кроме того, в документе содержится информация о необходимости расширения пропускной способности оборудования».

Из центра в Петербурге управляется не только сеть Северной столицы. Вместе с Самарой наш ЕЦУС управляет сетью МегаФона по всей России. Поэтому к Новому году центр готовит всю страну, в том числе Москву. «Новогодние» задачи показывают, где в сети есть слабые места. Для Мегафона Новый год - это отличная возможность увидеть направления развития сети в будущем году. Скачкообразный рост трафика показывает, как сеть будет выглядеть через несколько месяцев или лет.

Елена Серегина - почетный радист России и мастер связи. В области мобильной связи она работает с 2000 года. Новогоднюю ночь 2016 она снова проведет на работе:

«Мы начинаем встречать Новый год с Дальним Востоком, а заканчиваем с Калининградом. Честно скажу, не до шампанского. Разве что, после трех утра перекусить оливье. В режиме онлайн мы следим за связью и управляем аварийными ситуациями. Если что-то случается, мы должны оперативно отреагировать - направить ремонтную бригаду. Через час после Нового года в каждом часовом поясе мы создаем оперативный отчет - начинаем с Камчатки, а заканчиваем в Калининграде. Итоговый отчет о работе сети всей страны отправляется уже утром. Эти документы дадут возможность увидеть узкие места сети и спланировать модернизацию сети на будущий год».

Единый центр управления сетью Мегафон 

В двух центрах ЕЦУС работают около 500 человек. Каждую ночь здесь, в Петербурге, дежурит примерно 30. В Новый год их количество увеличится вдвое. В каждом регионе или городе в новогоднюю ночь есть сотрудники на домашнем дежурстве. У них должен быть доступ в Интернет и заряженный мобильный телефон. Если возникнет нештатная ситуация, они должны будут подключиться к ее решению.

Валентин поясняет:

«На каждую нештатную ситуацию существует регламент, в котором описано, что нужно предпринять. У нас есть свои ремонтные бригады с комплектами оборудования. Во время подготовки к Новому году нужно провести тест-драйв нового оборудования. Для этого в МегаФоне работает лаборатория, где тестируются отдельные элементы различных блоков. Для каждого элемента имитируется большая нагрузка, которая возможна в пиковых ситуациях».

Тест-драйвы проходят не только в лабораториях. Каждое крупное мероприятие, по сути, является таким тестом.

Валентин вспоминает:

«Мы были генеральными партнерами Олимпиады в Сочи, построили там 950 базовых станций и передали 660 терабайт трафика за несколько дней. Такой опыт позволяет нам спрогнозировать с высокой точностью пиковую нагрузку сети. А это значит, что мы сможем предусмотреть сложные ситуации заранее. У Елены Серегиной на Новый год есть график, так называемая елочка - макет, на котором показаны наиболее загруженные участки сети. Когда сеть работает с нормальной нагрузкой, елочка окрашена в зеленый цвет. Если нагрузка возрастает, то график подкрашивается в оранжевый, а затем - в красный».

Елена продолжает:

«Наше оборудование в режиме онлайн позволяет видеть все, что происходит с сетью. Например, во время открытия Олимпиады на нашем графике было видно, когда шла наша команда. В это время количество звонков и объем передачи данных резко снизились. А как только начали выходить другие команды, количество звонков увеличилось, абоненты делились друг с другом впечатлениями».

Все работы по подготовке сети МегаФона к Новому году должны быть завершены к 29 декабря. В 08:00 объявляется мораторий на все работы по модернизации сети. С этого момента специалисты мобильного оператора могут делать лишь минимальные программные настройки. Мораторий нужен для того, чтобы в ответственный период не появились сюрпризы.

Сам центр управления сетью МегаФона представляет собой огромное помещение, по всей ширине которого тянется экран, куда в реальном времени передаются данные с разных участков сети. Зеленое - работает в штатном режиме, красное - пиковая нагрузка. Валентин и Елена показывают на графики и объясняют: «Здесь сейчас говорят много, а здесь количество звонков небольшое, здесь регламентные работы и трафик идет по резервному каналу».

Напротив экрана - несколько рядов столов с огромными мониторами, за которыми работают сотрудники ЕЦУС. Все они отслеживают работу сети и реагируют на нештатные ситуации.

Интересно, конечно, узнать, как МегаФон и другие операторы дружат и дружат ли вообще?

Валентин рассказывает:

«Взаимодействие с инженерными службами всех операторов у нас построено отлично. На случай аварий есть специальный регламент аварийного роуминга. Мы можем почти мгновенно передать абонентов коллегам так, что пользователи даже не узнают, что разговаривают уже в другой сети. Перед Новым годом, как и перед другими массовыми мероприятиями, мы проводим дополнительное расширение сети, чтобы звонки и передача данных между абонентами разных операторов проходила без перебоев. Кстати, Новый год - это отличная тренировка по работе в экстремальных ситуациях».

Вот такой Новый год в МегаФоне. Теперь, нажимая на кнопку телефона, чтобы начать вызов, вспоминаем, сколько интеллекта, инженерно-технической мысли, человеческого труда и магии стоит за обычным звонком.

Валентин Полозенко ЕЦУС

Валентин Полозенко
Фото: Saint-Petersburg.ru

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано

    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Театральные премьеры до конца 2017 года, которые нельзя пропустить

    До Нового года осталось меньше двух месяцев. Переждать холодные вечера, дождаться праздников и не скучно провести время можно в театрах. К счастью, самые главные площадки Петербурга не оставили своих зрителей без премьер.

    Как пережить предзимье и рассеять осеннюю петербургскую хандру

    Пять самых простых рецептов антиунывания и антигрущения для любых возрастов и интересов от портала «Санкт-Петербург.ру».

    Куда сходить в Петербурге в ноябре

    Фестивали света и новых технологий, выступления Scorpions и «Грибов» - все это и многое другое ждет петербуржцев в ноябре. «Санкт-Петербург.ру» расскажет о том, где это произойдет и сколько будет стоить.

    Как это сделано

    написать письмо

    Спасайся кто может: памятка «Санкт-Петербург.ру», как вести себя при ЧП

    Что делать, если произошла авария, прогремел взрыв или началось землетрясение? Можно ли использовать метро как бомбоубежище? Как побороть зомби? «Санкт-Петербург.ру» вместе с экспертами написал простые и понятные «правила выживания».

    Проверено на себе

    «Надейся на лучшее, рассчитывай на худшее»: «Санкт-Петербург.ру» протестировал бесплатный Wi-Fi в метро

    «Санкт-Петербург.ру» проверил, как работает бесплатный Wi-Fi в метро, и собрал основные проблемы, с которыми могут столкнуться пассажиры.

    Гид по Петербургу

    Семь полезных каналов в Telegram для жителей и гостей Петербурга

    Почему закрыта станция метро, где ближайшая остановка троллейбуса, в какой кафешке перекусить, а также куда можно дешево улететь из Северной столицы.

    Пресс-релизы