USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 17.08.2018 71.81 +0.56
Нефть(p) 17.08.2018 4804.63 +81.78

Волшебство мобильной связи: МегаФон готовится к Новому году

Пока Дед Мороз определяется, в какую резину "переобуть" свою оленью упряжку, в МегаФоне уже вовсю готовятся к Новому году. Оператор занимается этим с 1 ноября. Ответственный за подготовку к такому событию - Единый центр управления сетью (ЕЦУС). Журналисты Санкт-Петербург.ру побывали там и узнали, как идет подготовка к самому масштабному празднику страны.

Что вы будете делать часов в 10 вечера 31 декабря? Наверняка морально готовиться к торжеству: оливье-селедка-шампанское, ну и, конечно, звонки-смски родным и друзьям. Бой курантов и пауза на загадывание желаний-шампанское-оливье-селедку, а затем снова звонки-смски. А помните, пару-тройку лет назад до абонента в эти часы приходилось дозваниваться, как до Смольного в дни Ленина?

Сейчас многое изменилось, говорит директор ЕЦУС Валентин Полозенко. Модернизация сети позволила в разы увеличить количество возможных звонков и объем интернет-трафика. А значит, в новогоднюю ночь у всех есть возможность дозвониться до своих родных и близких.

В технических терминах проблема выглядит так: нам нужно на короткое время увеличить пропускную способность сети в несколько раз.
Проектируя сеть, оператор учитывает, что каждый абонент совершает небольшое количество звонков, распределенных по времени суток. Например, у меня в день получается десяток звонков по две минуты. Значит, разговариваю я чуть больше 1% своего времени. Если бы все абоненты звонили равномерно, то один радиоканал можно было бы выделить на 100 пользователей. В больших городах рядом с абонентом находится сразу несколько базовых станций, каждая из которых оборудована несколькими антеннами, работающими в нескольких диапазонах. Теоретически одна такая станция может поддерживать от 120 до 373 частотных каналов одновременно, а интеллектуальное управление сетью распределяет звонки между базовыми станциями. Но сразу после боя курантов все 70 млн абонентов возьмут в руки свои мобильные устройства. По статистике, на одну станцию приходится около 4000 абонентов.
Теперь вы понимаете сложность задачи.
Увеличить количество базовых станций оператор не может. Во-первых, это неэффективно, большую часть года станции будут простаивать. Во-вторых, расположенные рядом антенны мешают друг другу. Видели, какие красивые круги расходятся от брошенного в воду камешка. Если бросить два одновременно, на поверхности появится замысловатый интерференционный узор, а если бросить щепотку камешков - поверхность воды превратится в хаос. Значит, ставить много станций не вариант, соответственно нужно увеличить эффективность работы каждой из них, а также постараться устранить все препятствия на пути сигнала между базовыми станциями.
Самый простой способ в два раза увеличить емкость базовой станции - перейти с режима full rate на half rate. То есть в один частотный канал поместить два голосовых, сжав их специальным алгоритмом. Голос становится чуть менее выпуклым, но мы получаем удвоение возможностей по одновременному обслуживанию абонентов.
В штатном режиме в сети МегаФон задействованы не все несущие частоты, эти дополнительные возможности также будут введены в строй.
Между базовыми станциями оператор подключает все резервы и расширяет каналы, передающие трафик к другим сотовым операторам. У МегаФона 170 тыс. километров собственных волоконно-оптических линий связи, и каждый метр надо проверить и настроить.

 

Валентин Полозенко бодрый и доброжелательный. В эту новогоднюю ночь ему не придется следить за состоянием сети на площадке и звонить своей семье, так как с 31 на 1 на площадке ЕЦУС в Самаре будет дежурить его коллега - директор Восточного крыла ЕЦУС из Самары Александр Быков. Сеть МегаФона в России управляется из двух единых центров ЕЦУС. «Два единых центра» звучит странно, но работа настолько ответственна, что без дублера не обойтись. В штатном режиме центры делят нагрузку, но при необходимости каждый из них может забрать все управление. Тринадцать млн сообщений в сутки обрабатывается программами и операторами этих центров. Здесь и диагностические данные, и информация об инцидентах, и статистика. К Новому году оба центра готовятся одинаково, но их директора отмечают праздники дома по очереди и в отпуска ходят по очереди.

Валентин увлеченно рассказывает про подготовку:

«Мы начинаем готовиться к Новому году с 1 ноября. В структуре МегаФона есть ситуационно-аналитический центр, который на протяжении года занимается анализом и исследованием сети: как меняется ее нагрузка, где и по каким причинам возникает больше всего аварий, пиковые ситуации и многое другое. К ноябрю наш центр получает от группы технического контролинга документ, в котором несколько сотен задач для улучшения сети или устранения проблем. С этого документа и начинается наша подготовка».

Продолжает руководитель оперативно-технического управления Елена Серегина:

«Эти предписания показывают нам, например, где нужно добавить базовые станции. Ведь у нас есть не только стационарные, но и мобильные станции, которые мы можем установить на Дворцовой площади во время гуляний или в других местах скопления людей. Кроме того, в документе содержится информация о необходимости расширения пропускной способности оборудования».

Из центра в Петербурге управляется не только сеть Северной столицы. Вместе с Самарой наш ЕЦУС управляет сетью МегаФона по всей России. Поэтому к Новому году центр готовит всю страну, в том числе Москву. «Новогодние» задачи показывают, где в сети есть слабые места. Для Мегафона Новый год - это отличная возможность увидеть направления развития сети в будущем году. Скачкообразный рост трафика показывает, как сеть будет выглядеть через несколько месяцев или лет.

Елена Серегина - почетный радист России и мастер связи. В области мобильной связи она работает с 2000 года. Новогоднюю ночь 2016 она снова проведет на работе:

«Мы начинаем встречать Новый год с Дальним Востоком, а заканчиваем с Калининградом. Честно скажу, не до шампанского. Разве что, после трех утра перекусить оливье. В режиме онлайн мы следим за связью и управляем аварийными ситуациями. Если что-то случается, мы должны оперативно отреагировать - направить ремонтную бригаду. Через час после Нового года в каждом часовом поясе мы создаем оперативный отчет - начинаем с Камчатки, а заканчиваем в Калининграде. Итоговый отчет о работе сети всей страны отправляется уже утром. Эти документы дадут возможность увидеть узкие места сети и спланировать модернизацию сети на будущий год».

Единый центр управления сетью Мегафон 

В двух центрах ЕЦУС работают около 500 человек. Каждую ночь здесь, в Петербурге, дежурит примерно 30. В Новый год их количество увеличится вдвое. В каждом регионе или городе в новогоднюю ночь есть сотрудники на домашнем дежурстве. У них должен быть доступ в Интернет и заряженный мобильный телефон. Если возникнет нештатная ситуация, они должны будут подключиться к ее решению.

Валентин поясняет:

«На каждую нештатную ситуацию существует регламент, в котором описано, что нужно предпринять. У нас есть свои ремонтные бригады с комплектами оборудования. Во время подготовки к Новому году нужно провести тест-драйв нового оборудования. Для этого в МегаФоне работает лаборатория, где тестируются отдельные элементы различных блоков. Для каждого элемента имитируется большая нагрузка, которая возможна в пиковых ситуациях».

Тест-драйвы проходят не только в лабораториях. Каждое крупное мероприятие, по сути, является таким тестом.

Валентин вспоминает:

«Мы были генеральными партнерами Олимпиады в Сочи, построили там 950 базовых станций и передали 660 терабайт трафика за несколько дней. Такой опыт позволяет нам спрогнозировать с высокой точностью пиковую нагрузку сети. А это значит, что мы сможем предусмотреть сложные ситуации заранее. У Елены Серегиной на Новый год есть график, так называемая елочка - макет, на котором показаны наиболее загруженные участки сети. Когда сеть работает с нормальной нагрузкой, елочка окрашена в зеленый цвет. Если нагрузка возрастает, то график подкрашивается в оранжевый, а затем - в красный».

Елена продолжает:

«Наше оборудование в режиме онлайн позволяет видеть все, что происходит с сетью. Например, во время открытия Олимпиады на нашем графике было видно, когда шла наша команда. В это время количество звонков и объем передачи данных резко снизились. А как только начали выходить другие команды, количество звонков увеличилось, абоненты делились друг с другом впечатлениями».

Все работы по подготовке сети МегаФона к Новому году должны быть завершены к 29 декабря. В 08:00 объявляется мораторий на все работы по модернизации сети. С этого момента специалисты мобильного оператора могут делать лишь минимальные программные настройки. Мораторий нужен для того, чтобы в ответственный период не появились сюрпризы.

Сам центр управления сетью МегаФона представляет собой огромное помещение, по всей ширине которого тянется экран, куда в реальном времени передаются данные с разных участков сети. Зеленое - работает в штатном режиме, красное - пиковая нагрузка. Валентин и Елена показывают на графики и объясняют: «Здесь сейчас говорят много, а здесь количество звонков небольшое, здесь регламентные работы и трафик идет по резервному каналу».

Напротив экрана - несколько рядов столов с огромными мониторами, за которыми работают сотрудники ЕЦУС. Все они отслеживают работу сети и реагируют на нештатные ситуации.

Интересно, конечно, узнать, как МегаФон и другие операторы дружат и дружат ли вообще?

Валентин рассказывает:

«Взаимодействие с инженерными службами всех операторов у нас построено отлично. На случай аварий есть специальный регламент аварийного роуминга. Мы можем почти мгновенно передать абонентов коллегам так, что пользователи даже не узнают, что разговаривают уже в другой сети. Перед Новым годом, как и перед другими массовыми мероприятиями, мы проводим дополнительное расширение сети, чтобы звонки и передача данных между абонентами разных операторов проходила без перебоев. Кстати, Новый год - это отличная тренировка по работе в экстремальных ситуациях».

Вот такой Новый год в МегаФоне. Теперь, нажимая на кнопку телефона, чтобы начать вызов, вспоминаем, сколько интеллекта, инженерно-технической мысли, человеческого труда и магии стоит за обычным звонком.

Валентин Полозенко ЕЦУС

Валентин Полозенко
Фото: Saint-Petersburg.ru

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    как Это сделано
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Топ-5 граффити-портретов в Петербурге

    В Северной столице по-прежнему уничтожаются портреты знаменитых людей. Недавно вандалы и коммунальщики уничтожили портрет главного тренера сборной России Станислава Черчесова. «Санкт-Петербург.ру» решил найти нетронутые граффити, которые можно посмотреть прямо сейчас.

    Когда манит шум воды: топ-5 водопадов вблизи Петербурга

    Сезон отпусков подходит к завершению, а это значит, что мы до следующего года не увидим роскошных водопадов на Кавказе или в Крыму. «Санкт-Петербург.ру» решил исправить это упущение и нашел самые красивые водопады недалеко от Северной столицы.

    Топ-5 мест в Петербурге и Ленобласти, где можно снять коттедж на двоих

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал пять отличных мест, где можно отдохнуть на природе за небольшие деньги.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы