USD 29.03.2024 92.2628 -0.3291
USD ММВБ 11:06 92.2739  
EUR 29.03.2024 99.7057 -0.5647
EUR ММВБ 11:06 99.4133  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

История Петербургских сект

Петербург, новая столица, строящаяся царем-антихристом среди вязи северных болот, как гигантский спрут затягивала со всех концов России людей и ресурсы. Крепостные, мастеровые, купцы, вырванные из родной земли, брошенные служить городу, где все чуждо, где тяжелый труд и ненастье заставляют искать утешение там, где искали испокон веков, у Бога. И когда православная церковь не могла спасти людей от бремени страданий, они бросались искать ответы у кликуш и проповедников, в различных сектах и расколах, коих на Руси было великое множество.

Старообрядцы. Мученики веры

 

Среди русских религиозных течений первыми на ум приходят старообрядцы. В свое время к ним принадлежала чуть ли не треть населения страны, в раскол уходили целыми деревнями, целыми монастырями. И если вдруг про старообрядцев вы помните только в связи с картиной «Боярыня Морозова», я дам небольшую историческую справку.

В 1650-60-х годах патриарх Никон предпринял ряд реформ с целью унификации Русской церкви с церковью Константинопольской. Были внесены исправления почти во все сферы религиозной жизни: в книги, обряды, церковные чины. И если людям светским кажется малозначительным, сколькими перстами креститься и в какую сторону совершать Крестный ход, то истинно верующие готовы принять за это мученическую смерть. И принимали. После реформы началась настоящая «охота на ведьм». Царевна Софья издала «Двенадцать статей», по которым старообрядцев можно было убивать, сжигать заживо, пытать. Та самая боярыня Морозова с картины Сурикова кончила плохо, погибнув в заточении от голода.

фото: nearyou.ru
 

Основатель Петербурга, Петр I, судя по всему, не был человеком слишком религиозным, напротив, был весьма практичен и не стал отпугивать гонениями от новой столицы богатую старообрядческую секту. «Двенадцать статей» Софьи были отменены, а раскольники перешли на полулегальное существование и должны были платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». То есть вообще нельзя, но если очень хочется, то можно, но не бесплатно. Те, кто открыто признавались в своем расколе, назывались «записными», они должны были носить особое платье и медный значок. Зато за двойной подушный оклад они могли исповедовать свою веру, молиться по старым книгам и носить бороду. Тем не менее, было запрещено совращать православных в раскол, принимать у себя раскольничьих учителей и потаенных раскольников.

А между тем на 1737 год в Петербурге не оказалось ни одного «записного» раскольника, то есть все питерские раскольники предпочли, несмотря на серьезную опасность, остаться «потаенными». Многие, скрываясь, прибегали к хитрости, приходя к исповеди и причастию. Строго хранили втайне единоверцев.

Помимо случаев совращения православных в раскол, есть и обратные примеры. В основном это были те, кто по каким-то причинам решили примкнуть к старообрядцам, но не найдя там того, что искали, вернулись обратно к православию. Они должны были исповедоваться и проклясть все ереси. Рожденные в расколе перекрещивались и получали новое духовное имя. Обряд, как правило, проходил в Петропавловском соборе.

В дальнейшем правительство предпринимало шаги навстречу старообрядцам. Многое было сделано при Павле I. А 17 апреля 1905 года был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший законодательные ограничения в отношении староверов.

 

Хлысты. Божьи люди

 

Если появление старообрядцев — вполне логичное последствие радикальных церковных реформ, то о происхождении секты хлыстов единого мнения нет. Несмотря на то, что вероятнее всего секта вышла из православия, она очень далеко ушла от православных догм. Ученые находят в ней черты и протестантизма, и масонства, и манихейства и языческие традиции. Как и про любое религиозное учение, в двух словах о нем не расскажешь, но основная мысль в том, что Бог, Христос и Дух Святой могут воплощаться в разных людях бессчетное количество раз. Чем-то это напоминает постоянные перерождения индуистских богов.

Хлыстовские общины назывались «кораблями», во главе которых стоял «кормщик», очередное воплощение Христа или Святого Духа. Кстати, женщины тоже часто становились во главу «корабля» и назывались «богородицами».

На своих богослужениях – радениях, проходивших по ночам, с помощью кружений и бичевания адепты доводили себя до экстатического состояния. Проповедовалась аскеза, пищевое и плотское воздержание.

Страшный суд должен был произойти в Петербурге. Согласно хлыстовским пророчествам, видимые небеса распадутся, явится новое небо, а на нем светлый град Сион, в котором будут жить праведники (то есть хлысты); грешники же (не хлысты) будут преданы страшным мукам.

В Петербурге во главе общины стояли купцы братья Иван и Герасим Чуркины.

Хлыстовство активно преследовалось законом. Так, когда в 1733 году ересь была обнаружена в московских монастырях, в Петербурге была создана следственная комиссия, которая приговорила троих виновных к обезглавливанию, а остальных к ссылке. Ересь, однако, не искоренили, и уже через несколько лет она опять была обнаружена. Специальная комиссия вновь заработала, на протяжении 11 лет выявляя еретиков и пытаясь разобраться в сущности лжеучений. Некоторое время питерским главам общины удавалось скрываться, но, в конце концов, Иван Чуркин был пойман, приговорен к ударам кнутом и сослан в кандалах в Сибирь. Однако ни о каком искоренении секты речи не было, более того середина XIX века считается ее расцветом в Петербурге.

Церковь в доме Голицына на Фонтанке
фото: citywalls.ru
 

С хлыстами связана одна петербургская легенда. В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь. Она была спроектирована таким образом, что во время разговора с Богом человека окутывала атмосфера мистики: отсутствие дневного света, темные ступени притвора, подобия гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. К сожалению, в 1930-е годы интерьер был полностью уничтожен. Так вот, дескать, в этой церкви втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Федора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то его завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землей. Как и все байки подобного рода, подтверждений эта история не имеет, зато активно перепечатывается в путеводителях.

Хлысты имели несколько ответвлений: молокане, духоборы, но самые известные – скопцы.

 

Скопцы. Белые голуби

 

Если хлысты поддерживали аскезу, то скопцы пошли еще дальше. Как явствует из названия, чтобы соблазн уж точно не победил, члены секты подвергались процедуре кастрации, после которой они уже не просто не хотели, но и не могли. Конечно, все не так просто. Отправной точкой послужила своеобразная трактовка Евангелия, по которой оскопление прошли все апостолы.

Как осуществлялась сама операция, рассказывать не буду. Скажу только, что процедуре подвергались и мужчины, и женщины, что, конечно, по меркам современного человека невероятные варварство и дикость. Представить себе, что люди добровольно и в больших количествах соглашались на эту ужасно болезненную, противоречащую всей человеческой природе процедуру, невозможно, однако это факт. Так как по понятным причинам прибавления в секте естественным путем быть не могло, здесь активно занимались вербовкой новых членов. Пропаганда, соблазнение деньгами, финансовое закабаление, выкуп крепостных крестьян на условиях вступления в секту, оскопление малолетних родственников – не брезговали ничем.

Ну а Петербург… А Петербург заслужил сомнительную славу «столицы скопцов».

Основатель секты, Кондратий Селиванов, признанный «богом над богами, царем над царями, пророком над пророками», представлялся также и чудом — избежавшим гибели императором Петром III.

В 1797 года он поселился в Петербурге и, по легенде, встретился с Павлом I, который, вероятно, хотел удостовериться, не его ли это отец. Имела ли место встреча, доподлинно не известно, но если она и состоялась, то для Селиванова прошла не слишком успешно. Он был  заключен в Обуховский смирительный дом, а шесть его сподвижников — в Шлиссельбургскую крепость. Вышел Селиванов оттуда спустя пять лет по приказу нового императора Александра I. Период его правления историки называют золотым веком скопчества. Молодой склонный к мистицизму Александр I благоволил секте, о чем свидетельствуют скопческие песни и легенды. Более того, судя по ним, сектанты считали императора своим, прошедшим процедуру оскопления.

Удивительно, конечно, но членами этой ереси становились люди самых разных сословий, в том числе весьма знатные. Например, Екатерина Филипповна Татаринова организовывала радения в Михайловском замке. В ее кружок входили такие сливки общества, как генерал от инфантерии Головин, князь Енгалычев, председатель департамента гражданских и духовных дел Попов, художник Боровиковский. Собрания посещал Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Николаевич Голицын.

Филипп Вигель оставил описание этих сборищ: "Верховная жрица, некая госпожа Татаринова, посреди залы садилась в кресла, мужчины садились вдоль по стенам, женщины становились перед нею, ожидая от нее знака; когда она подавала его, женщины начинали вертеться, мужчины петь под текст, ударяя себя в колена, сперва тихо и плавно, а потом все громче и быстрее. В изнеможении, в исступлении тем и другим начинало что-то чудиться. Тогда из среды их выступали вдохновенные, иногда мужик, иногда простая девка, и начинали импровизировать нечто, ни на что не похожее. Наконец, едва передвигая ноги, все спешили к трапезе, от которой нередко вкушал сам министр духовных дел".

фото: hram-troicy.prihod.ru
 

Собственно, такая популярность в конечном итоге и сгубила Селиванова. В 1819 году в секту скопцов вступили два гвардейских офицера — двоюродные племянники тогдашнего петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича, причем один из них даже согласился подвергнуться ритуальной кастрации. На это уже петербургские власти закрыть глаза не могли, и Селиванов был сослан в монастырь в Суздале, где умер спустя 12 лет. Однако, несмотря на судебные преследования, Петербург оставался столицей скопчества вплоть до 1920-х годов.

Если говорить об адресах в Петербурге, то наиболее известны два дома, в которых собрания проводил сам Селиванов: дом купцов Солодовниковых в Ковенском переулке (в этом доме Селиванова и арестовали) и дом купцов Ненастьевых в Басковом переулке.

Упоминания о скопцах встречаются и в литературе. Достоевский в «Идиоте» несколько раз поминает «скопцов Хлудяковых». В невинной, на первый взгляд, сказке Пушкина «О золотом петушке» действует мудрец-звездочет и скопец. Появляются они и на протяжении всего романа Ю. Тынянова «Конец Вазир-Мухтара».

Эта статья — всего лишь небольшой набросок, рассказывающий о трех сектах, бывших самыми распространенными в России и, в частности, в Санкт-Петербурге. Вышедший в 1913 году справочник по ересям, сектам и расколам Сергея Васильевича Булгакова включал в себя истории 209 сект и 32 философских «противных христианству» направлений. Конечно, не все эти секты имеют отношение к Санкт-Петербургу, а различия между некоторыми из них понятны лишь специалисту. И все же впереди нас ждет разговор об Аристовцах, Поповцах, Скакунах, Штундистах и Шалопутах, братце Иоанне, толстовцах и мадам Блаватской — разговор о поиске Ответов. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    История Петербурга

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы