USD 26.04.2024 92.1314 -0.3744
USD ММВБ 16:10 92.0526  
EUR 26.04.2024 98.7079 -0.2039
EUR ММВБ 16:10 98.4089  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Легенды и мифы Мариинского театра

Эта сцена видела многое, здесь блистали Шаляпин и Кшесинская, Нижинский и Павлова, Фокин и Нетребко. Еще по ней ездили танки, ходили лошади, Анатоль Курагин забавлялся белым порошком, а певец Сергей Шнуров играл в опере Берлиоза.

Автор неформальных путеводителей по Петербургу Марина Жданова вспомнила немало интересных фактов о Мариинском театре, несравненной и любимой питерской Мариинке.

 

О любви и женском вероломстве


Не будем ханжами, никогда театры не имели ничего общего с институтом благородных девиц. Оно и понятно: красивые женщины, великолепные мужчины, страсти, темперамент, слава, молодость — согласитесь, коктейль безумный. Наша Мариинка — совсем не исключение. Нет, конечно, до московского Большого театра нам далеко. Никто кислотой не кидается, балерин с ожирением и скандалом не выгоняют, однако порассказать и нам есть что.


Вспомним хотя бы XIX век... Любовницы из балетных были у каждого уважающего себя господина. Удивляться тут нечему: времена поп-групп, выступающих в нижнем белье, еще очень далеко, и максимум, на что удавалось полюбоваться — это щиколотка барышни, мелькнувшая при мазурке. А тут, прямо на сцене, прекрасное эфирное создание «быстрой ножкой ножку бьет». Ну и где же еще, как не здесь, состоятельному респектабельному мужчине искать себе даму сердца? Примеров множество, вот хотя бы генерал-губернатор Санкт-Петербурга Милорадович отправился на встречу собственной смерти на Сенатскую площадь прямо из постели любимой танцовщицы. Да и среди императорской семьи было множество столь же ревностных «ценителей» балета.


Вот только не вздумайте представлять себе самих балерин как невинных жертв мужского вероломства. Многие из этих подданных Терпсихоры были те еще штучки. Вы наверняка слышали о старой балетной традиции проверять пуанты перед выступлением. Там вполне могло оказаться битое стекло — жестоко, хотя и банально. Гораздо изобретательнее была несравненная Матильда Кшесинская, блистательная танцовщица и любовница цесаревича и нескольких великих князей. Во время танца конкурентки она не побоялась выпустить живых кур на сцену, и той пришлось заканчивать его среди кудахтающих птиц и разлетающихся перьев. «О женщины, коварство ваше имя».

 

Матильда Кшесинская  

На фото Матильда Кшесинская

История с участием сельскохозяйственных животных


Но все это цветочки по сравнению с весьма пикантными событиями, случившимися на великой сцене в 80-е годы XX века, когда театр еще носил имя товарища Кирова.


Долгие годы в постановке балета Минкуса «Дон Кихот» роли осла и коня исполняли всамделишные осел и конь, актеры проверенные, с безупречной репутацией. Но однажды, незадолго до выхода на сцену, конь захворал. Чтобы не оставлять рыцаря пешим, дружественная конюшня предоставила дублера, милейшую кобылку. Это была роковая ошибка, не учли они страстного темперамента ослика, который, посреди представления увидев перед собой очаровательную барышню, вспомнил, что он мужчина еще ого-го-го и направился плодить мулов и ишаков. И все это на глазах изумленной публики. Дон Кихот и Санчо Пансо пытались прекратить безобразие, оркестр играл непонятно что и истерически хохотал, пожарные разматывали рукава, собираясь окатить любовников холодным душем. А зал? Я думаю, большинство поклонников оперы были фраппированы подобным зрелищем, но наверное нашлись и такие (особенно среди тех, кто получал уроки прекрасного насильно, например, мужья, сопровождающие эстетствующих жен), кто до сих пор считает эту постановку лучшей в своей жизни.


Было это на самом деле или просто исторический анекдот? Проверить, к сожалению, не представляется возможным, так что решайте сами.

 

Призраки оперы


Есть в Мариинке и свои привидения. Я слышала историю о бабушке в красном пиджаке. В советские годы униформа работниц театра была красной, и, видимо, одна из билетерш так любила родной театр, что не захотела покидать рабочее место и после смерти. Сейчас костюмы работников имеют цвет морской волны, так что если вы вдруг обнаружите, что программку вам протягивает бабушка в красном пиджаке, срочно бросайтесь от нее с криками «чур меня».


Вероятно, скоро в театре появится еще одно привидение. Заочно его уже назвали «призрак оперы» — очень оригинально, надо признать. В мае 2013 на чердаке театра нашли тело молодого самоубийцы, который пропал аж в октябре.

 

Пара слов об этикете


Были времена, когда увидеть человека, уверенно направляющегося в театр в спортивном костюме, было просто невозможно, а сейчас чего только не встретишь в коридорах театра… Ну про спортивный костюм, я, конечно, загнула, но и нарядных зрителей все меньше.


А вот в XIX веке никаких вольностей в одежде и поведении быть просто не могло, а все потому, что существовали строгие правила этикета, которые неукоснительно соблюдались.


Например, эти правила гласили, что чем скромнее ярус, тем скромнее должно быть и платье дамы. Соответственно, дамам, наблюдающим за представлением из бельэтажа и бенуара, предписывалось сверкать шикарными украшениями и дорогими нарядами. Аплодировать благовоспитанным дамам тоже не полагалось, как и прогуливаться по коридорам театра. Да, и боже упаси рассматривать публику в театральный бинокль — это было абсолютно недопустимо (разве только совершенно незаметно).


Кстати, состоятельные господа отправлялись в театр с собственным лакеем, который стерег их верхнюю одежду.


Конечно, заставлять нынешних зрителей придерживаться театрального этикета XIX века — безумие (хотя, например, указание соблюдать тишину совершенно не устарело). Но все-таки хочется, чтобы мы следовали примеру наших мам и бабушек и всегда приходили в театр нарядными, приносили с собой туфельки и переодевали их перед спектаклем. (Кстати, в уборных второй сцены предусмотрели кабинки для переодеваний). Особенно это касается премьер — ведь это настоящий праздник, и стоит подойти к выбору наряда серьезней.

Сейчас идет уже 232-й театральный сезон. Изучайте афишу на сайте театра www.mariinsky.ru, приобретайте билеты в кассах и наслаждайтесь представлением одного из лучших театров в мире.

 


Об авторе:

Марина Жданова,
автор книг "Неформальный Петербург. Путеводитель по культовым местам",
"Неформальный путеводитель по пригородам и загородам Петербурга",
"Неформальный блокнот по Санкт-Петербургу".

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    История Петербурга

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы