USD 08.08.2020 73.6376 +0.5979
USD ММВБ 00:05 73.3791  
EUR 08.08.2020 87.1722 +0.5544
EUR ММВБ 00:05 86.9675  
Нефть($) 07.08.2020 44.67 1.17
Нефть(p) 07.08.2020 3289.39 +112.16

Первый на Неве: Исаакиевский наплавной мост

Переправу, соединявшую центральную часть Петербурга с Васильевским островом, неоднократно перестраивали. Несколько раз её разрушала водная стихия, но точку в истории моста поставил огонь.

Исаакиевский наплавной мост был первым, который появился на Неве. Несколько раз он разрушался, а когда сгорел сто лет назад, то навсегда остался в истории.

Переправу построили с одной стороны Невы у деревянной церкви Исаакия Далматского, предшественника нынешнего Исаакиевского собора, а с другой – рядом с дворцом князя Александра Меншикова.

Первая версия моста, появившаяся в 1727 году, представляла собой 26 деревянных барок, которые назывались плашкоутами. Поверх были наложены деревянные доски. Всё удерживалось с помощью корабельных якорей и свай.

Конструкция на то время была единственной возможной. У инженеров не было возможности построить полноценный мост, который к тому же должен был разводиться для прохода судов.

В том же 1727 году переправу разобрали. Есть легенда, что это случилось по воле князя Меншикова – он таким образом хотел помешать вывозу имущества из своего дворца, когда впал в немилость. Однако официальной причиной была необходимость в «удобстве судового хода», для чего мост заменили на систему перевоза с одного берега на другой.

Вторая половина 1790-х годов. Фото: Бенжамен Патерсен / hermitagemuseum.org
 

В следующий раз переправа появилась лишь в 1732 году. Её установили на прежнем месте по велению Анны Иоанновны.

Барки, которые использовались для создания первой версии моста, к тому времени пропали. Рабочим пришлось использовать любые судна, годившиеся для строительства конструкции. Из-за этого переправа была непрочной и уже в 1733 году разрушилась во время сильного шторма.

Но на этом попытки возведения моста не закончились. Его перестроили в том же году – на этот раз применялись специально изготовленные плашкоуты. Работа инженером оказалась успешной – надёжную переправу на протяжении многих десятилетий наводили весной и разбирали ближе к зиме.

Больше двух десятилетий проход по Исаакиевскому мосту был платным. Благодаря собранным деньгам был построен Никольский морской собор. Плату в 1754 году отменила Елизавета Петровна, когда родился будущий император Павел I.

1803 год. Фото: Матиас Габриэль Лори / hermitagemuseum.org
 

Спустя полвека на мосту случилась трагедия. В 1809 году два военных моряка, Николай Хвостов и Гавриил Данилов, попытались ночью перебраться с Васильевского острова на другой берег Невы. Будучи навеселе, они планировали с одной половины разведённого моста прыгнуть на проходившую мимо барку и залезть на вторую половину.

Хвостов и Данилов погибли во время манёвра, их тела не были найдены. Память моряков в стихотворении увековечил Гавриил Державин.

В 1820-е годы стал меняться архитектурный облик Сенатской площади, поэтому было решено перестроить Исаакиевский мост. Переправу с каменными устоями, созданную по проекту Августина Бетанкура, открыли в конце 1821 году. Конструкция продержалась лишь три года – сильнейшее в истории Петербурга наводнение полностью её уничтожило.

Читайте также:

«Всеобщее смятение и ужас»: история наводнений в Петербурге

Уже к тому времени власти города решили построить Благовещенский мост, первую постоянную переправу на Неве, поэтому Исаакиевский наплавной мост решили не восстанавливать на прежнем месте. Его перенесли к Стрелке Васильевского острова и Зимнему дворцу и назвали Дворцовым.

1820 год. Фото: Анжело Тозелли / pastvu.com / spbstarosti.ru
 

В 1910-х было решено построить Дворцовый мост в камне, поэтому временную переправу из плашкоутов вернули на прежнее место рядом с Сенатской площадью. Просуществовала она лишь четыре года – её уничтожил пожар, который случился за полгода до открытия Дворцового моста.

Днём 11 июля 1916 года по Неве проходил буксирный пароход. Искра от судна попала в место на мосту, где хранился запас керосина. Из-за сильного ветра огонь слишком быстро охватил всю переправу – оперативно прибывшие пожарные оказались бессильны.

«"Записная книжка" Блока дарит мелкие подарки, извлекая из бездны забвенья и возвращая даты полузабытым событиям: и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата – 11 июля 1916 года, отмеченная Блоком», – так описывала пожар Анна Ахматова.

Огонь уничтожил тросы, которые удерживали конструкцию перправы. Останки, поднявшиеся вверх по течению к Благовещенскому мосту, быстро догорели. После этого Исаакиевский мост навсегда перестал существовать.

Спустя 75 было память о переправе решили увековечить на Университетской набережной. На месте, где мост примыкал к Васильевскому острову, появилась мемориальная табличка, созданная архитектором В. М. Ивановым. Она до сих пор находится на набережной – напротив Манежа Кадетского корпуса.

Фото: 2gis.com
 

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    История Петербурга
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    «Венера», «Пётр I», «Иван Грозный» и «Мефистофель»: семь шедевров из коллекции Русского музея

    Несколько экспонатов одной из главных сокровищниц Северной столицы, которые обязан увидеть каждый.

    «84 сыра», «Пять углов», «Лососиная»: топ-5 мест с необычной пиццей в Петербурге

    Пицца из «Черепашек-ниндзя» от самого Крэнга, огромный треугольник-пепперони на четверых, бар в гангстерском стиле с шотами, а также другие места с пиццей, в которых стоит побывать.

    Львиный мост на канале Грибоедова: балерины, их поклонники и дореволюционные риелторы

    Подробности создания одного из пешеходных цепных мостов, появившихся в Петербурге два века назад.

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы