В прошлом месяце Счетная палата РФ дала критическую оценку идее особых экономических зон (ОЭЗ) - развивающий эффект проекта оказался минимальным, а затраты на него - сказочными.
Как гласит описание идеи на официальном правительственном сайте, российские ОЭЗ - масштабный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.
С 2005 года, когда был принят федеральный закон о создании ОЭЗ, в правительство пустило на реализацию идет 186 млрд рублей. У всех зон есть одна управляющая компания - ОАО "Особые экономические зоны" с единственным акционером - государством. Зоны создаются на 49 лет без права продления и бывают четырех видов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. В планах - создать в рамках ОЭЗ 758 объектов.
На сегодня в России существует 33 зоны в 30 субъектах РФ, создание которых обошлось в 186 млрд рублей (122 млрд рублей - из федбюджета, 64 млрд рублей - из областных). Из 759 объектов введены в эксплуатацию 526, при этом валовый региональный продукт резидентов (коммерческих организаций) ОЭЗ не превышает 0,2% (в некоторых созданных зонах пока что нет ни одного резидента). А ведь сумма доходов резидентов на десятый год существования ОЭЗ должна быть не менее 30 млрд рублей.
За десять лет в 33 ОЭЗ появилось лишь 18 тыс. рабочих мест. Другими словами, создание одного рабочего места правительство оплатило 10 млн рублей. На деле получилось, что зонами руководит не одна управляющая компания, а сразу более десяти сторон.
"Аргументы недели", приводящие данные по реализации ОЭЗ, цитируют Счетную палату: "Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия".
К 1 января 2016 года на развитие ОЭЗ из 186 млрд рублей осталось 24,8 млрд рублей (проект рассчитан на 49 лет). Еще в 2013 году было понятно, что расходы слишком велики, а средства слишком быстро тают. По данным той же СП, на 1 января 2013 года объем не использованных ОАО "ОЭЗ" и его дочерними акционерными обществами средств уставных капиталов управляющих компаний составил 35179,65 млн рублей".
Переводя на русский, даже в кризисные годы правительство не уменьшило расход средств на почти не имеющий отдачи проект: миллионы ушли в Калининградскую ОЭЗ, которая к 2013 году перестала действовать, столько же пустили в Красноярскую, которая не существует и по сей день. В то же время известно, что ОАО "ОЭЗ" пустил 4929,8 млн рублей из уставного капитала на покупку векселей коммерческих банков и выдачу займов дочерним акционерным обществам.
О состоянии проекта ОЭЗ осведомлен президент РФ Путин - в конце прошлого года члены Общероссийского народного фронта "За честные закупки" ему рассказывали лично, что преференции и льготы для бизнеса в рамках зон на деле не предоставляются. Так, Иркутская ОЭЗ туристического типа, которая должна была к тому времени во всю работать, за восемь лет появилась лишь в плане, что стоило 119 млн рублей). Почти убыточная туристическая зона в Республике Алтай ("Долина Алтая) потратила на создание одного искусственного озера 1 млрд рублей.
О том, что миллиарды не совсем потрачены в пустую, позволяют думать примеры успешных ОЭЗ. Например, в татарстанской "Алабуга" либо строятся либо уже работают порядка 20 предприятий.