USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 16.08.2018 71.34 +0.82
Нефть(p) 16.08.2018 4773.18 +98.72

Камень преткновения в Каменке: горожане выступили против планов Смольного по строительству мусороперерабатывающих предприятий

О том, почему качественные решения мусорной проблемы Петербурга нескоро воплотятся в жизнь.

Что делать с петербургскими коммунальными отходами – куда складировать, как и где утилизировать – власти города обсуждают давно. Мусорный вопрос в городе имеет более чем десятилетнюю выдержку и, как показывает опыт дней минувших, разумное управление отходами – не самая сильная сторона петербургского городского управления.

Очередные грандиозные планы по созданию эффективного мусорного кластера оказались связаны со строительством опасного и непопулярного среди горожан производства.

Два завода для Каменки

 

Десятки человек – жителей Приморского, Выборгского и Калининского районов Петербурга собрались в здании администрации Выборгского района, чтобы обсудить судьбу промышленной зоны «Каменка».

По представленному проекту планировки территории (ППТ) в промзоне, вблизи полигонов «Новоселки» и «Северный» задуманы разные проекты: инженерная инфраструктура, расширенное Горское шоссе, предприятия автосервиса и газозаправочная станция, парк на 400 автобусов, работающих на природном газе, а также ожидаемая еще с 2014 года станция активной дегазации для полигона «Новоселки».

Поводом для самой острой дискуссии послужили два участка под строительство мусороперерабатывающих предприятий. Сразу двум компаниям-инвесторам «легкая рука» Смольного определила место у подножья скандально известного полигона «Новоселки» летом 2017-го и в начале 2018 годов. Общая мощность двух заводов – 700 тыс. тонн в год. По словам главного инженера-проектировщика Центра реконструкции и развития промышленных территорий (авторы изменений в ППТ) Натальи Шамиш, строительство предприятий на двух земельных участках уже определено генпланом.

Совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям комитет по градостроительству и архитектуре предложили изменить разрешенное использование будущих территорий с ТИ1-1 на ТИ1-2. То есть на землях, где раньше можно было возводить малоопасные объекты четвертого класса – по существующему генплану тоже мусороперерабатывающие, можно будет построить предприятия высокого второго класса опасности.

Фото: vk.com/primor_spb
 

Проектов на бумаге нет, но они принесут доход

 

Представители Смольного, которым на слушаниях предстояло «защитить» ППТ, ни слова не смогли сказать о технологических особенностях двух перспективных мусороперерабатывающих заводов в Левашово. Когда эти проекты появятся на бумаге и в публичном доступе, когда и кто будет проводить экологическую экспертизу, представители власти ответить не смогли. Внятного ответа о целесообразности перевода земель под строительство опасных производств в ходе слушаний также не последовало. Правда, чиновники сразу заверили присутствующих: никакого мусоросжигания не будет.

«Давайте сначала утвердим новый проект планировки территории для промзоны Каменка, а потом уж мы обязательно проведем экологическую экспертизу будущих проектов и представим их на обсуждение», – примерно так звучало предложение чиновников в ходе публичных слушаний. Как пояснили в КГА, сначала необходимо определить и закрепить в генплане назначение каждого участка, а уже потом представлять проекты. Информация вызвала недовольство присутствующих, что сразу определило исход слушаний не в пользу администрации.

На вопрос жительницы, для чего вообще нужно размещать в черте города мусороперерабатывающие предприятия, первый заместитель председателя комитета по промышленной политике Иван Складчиков бодро ответил, что проекты принесут дополнительный доход в бюджет Петербурга: «Отдавать проекты Ленобласти – нецелесообразно, предприятия создадут рабочие места». Казалось бы, понятный и разумный аргумент господина Складчикова о пополнении казны и трудоустройстве одобрения не вызвал. «Только про деньги думаете, а на то, чем дышат жители – наплевать», – послышалось из зала.

«Да ничего они в итоге не построят. Мусороперерабатывающие предприятия – нужны, но для создания современных безопасных заводов у нашей власти просто не хватит мозгов», – резюмировала жительница Калининского района.

Будут ли деревья защищать людей или людям придется отстаивать деревья

 

Затронули и вопрос сохранения зеленых насаждений. Жители обратили внимание проектировщиков на то, что санитарно-защитная зона предприятия второго класса опасности должна составлять 500 метров. Большая часть из них должна состоять из лесного массива, который не даст распространяться запахам, дыму и другим выбросам. Представленный план, однако, размещения деревьев не предусматривает. Генпланом не защищена и существующая зелень. Сегодня в Каменке растут жидкие остатки некогда вырубленного для строительства завода «Ниссан» леса (что и стало причиной распространения запаха с полигона «Новоселки»). Осенью 2017 года рядом с полигоном комитет по благоустройству высадил еще 500 саженцев.

Никакие заверения госпожи Шамиш в том, что при создании санитарно-защитных зон зеленые насаждения «в любом случае подразумеваются», горожан не убедили, и они потребовали отправить проект на доработку.

Слушания длились около полутора часов. Все предложения по корректировке проекта можно будет подать в администрацию Выборгского района до 29 марта.

Фото: Михаил Воскресенский / РИА «Новости»
 

Против всего плохого, за все хорошее

 

За неделю до слушаний в Сети началась акция против мусоропереработки в Каменке, где особенно подчеркивали угрозу применения технологии сжигания. «Мусор необходимо уничтожать, но почему опять сжигать, обеспечивая вредные выбросы, и почему опять в городской зоне, прямо под носом у людей? По-моему, медленно загибаться от диоксинов – не многим лучше, чем травиться помойными газами», – гласит сообщение, которое разлетелось по группам «ВКонтакте», популярным форумам и СМИ.

В конце января в администрации Выборгского района проходили слушания, на которых изменения проекта планировки территории промзоны «Каменка», чтобы определить возможность размещения мусороперерабатывающих предприятий на двух участках, предложил комитет по инвестициям и стратегическим проектам. В заключении слушаний чиновники так же подчеркнули: сжигания проектами не предусмотрено.

На днях эти поправки должны были рассмотреть в рамках профильной комиссии по землепользованию и застройки под председательством вице-губернатора Игоря Албина, но вопрос изменения назначение земель комиссия перенесла.

Мусорная история севера и юга: заводы, которые не стали реальностью, и проектный пинг-понг

 

Обсуждаемые мусороперерабатывающие предприятия, точнее – земельные участки под их размещение, ведут свою историю с 2010 года. По данным РГИС, земли предполагают размещение предприятий IV – малоопасного класса.

Семь лет назад в Смольном анонсировали новый мусопроперерабатывающий завод, который должны были построить силами греческого консорциума Helector S.A. - Aktor Concessions S.A. - Aktor S.A. Соглашение подписали в 2011 году. Сначала речь шла о землях в поселке Янино, затем – в Левашово. Дальше слов дело не заходило вплоть до в 2014 года: тогда город подписал соглашение с ВТБ «Капитал» и ООО «Левашово. Мусоропереработка. Проект» – правопреемниками греческой компании.

Читайте также:

«Завод МПБО-2» стал единым мусорным оператором Петербурга

Мусорные бизнесмены в рамках государственно-частного партнерства запланировали построить завод мощностью 350 тыс. тонн в год с 80% глубиной переработки мусора, и все это – за девять млрд рублей. Запустить завод планировали в 2015 году. Этому помешала волна народных протестов. Петиции против проекта заполнили Интернет, а на двери домов в Приморском и Выборгском районах развешивали тревожные плакаты о намерениях города построить в Левашово опасный завод, который отравит горожан вредным дымом и диоксинами.

В канун нового 2015 года проект потерпел фиаско на общественных слушаниях – в здании администрации Выборгского района собралось более 500 противников завода. В конце января 2015-го на заседании комиссии по экологии и природопользованию вице-губернатор Игорь Албин, который в тот период отвечал и за «мусорные вопросы», объявил, что проект завода отложен на неопределенное время из-за экономической нестабильности, финансовую модель проекта нужно пересматривать.

Фото: Максим Блинов / РИА «Новости»
 

До 2017 года известий о заводе нет, но в Смольном признают острую нехватку мусороперерабатывающих мощностей. Огорчение этим фактом в Год экологии звучало все громче, «хороводы» вокруг полигона «Новоселки» водились интенсивнее, решения принимались быстрее, пока в декабре минувшего года в правительстве не разродились постановлением о новой экологической реальности Северной столицы. Если точнее – это изменения к утвержденной еще в 2014 году госпрограмме благоустройства и охране окружающей среды Петербурга.

Документ предписывает создание комплекса инфраструктуры по обращению с отходами, включая строительство новых мусороперерабатывающих заводов силами инвесторов «Автопарк № 6 "Спецтранс"», ООО «Анабасис» и старожил Левашова – Helector S.A. - Aktor Concessions S.A. - Aktor S.A.

О проекте «Автопарка № 6» стало известно в мае на площадках ПМЭФ-2017, когда город подписал с компанией инвестсоглашение. Компания должна создать целый мусорный кластер «Экологическая инициатива» мощностью в 350 тыс. тонн отходов в год, состоящий из завода по термическому уничтожению отходов, мусоросортировочного комплекса, завода по переработке пластика и производству топлива из отходов.

Проект обеспокоил жителей северных районов города. Запрос о целесообразности предприятия по термической утилизации отходов – попросту сжигания – в черте Петербурга направляла губернатору Георгию Полтавченко председатель петербургского отделения партии «Справедливая Россия» Марина Шишкина. В многостраничном ответе градоначальника было сказано, что предприятие сжигания не предполагает, а термическая утилизация «не является классическим процессом сжигания отходов». Температура будет плавно увеличиваться до 900◦С, отходы будут сушиться, летучие вещества – удаляться. Выбросы, по заверению губернатора, будут очищаться с помощью современных технологий.

Как показали минувшие слушания, в глазах общественности угроза никуда не исчезла. «Иначе с какой целью потребовалось бы повышать класс опасности для земель?» – интересовались горожане, не желая замечать разницу между термической утилизацией и сжиганием.

Второй проект, также на 350 тыс. ежегодных тонн отходов, был переброшен в промзону «Каменка» с Волхонского шоссе. Альтернативный участок был найден после того, как проект встретил отпор жителей Красносельского района, а по версии властей, «из-за неготовности транспортной инфраструктуры и близости жилых домов на юго-западе города». Инвестором стало ООО «Анабасис». Компания, как сообщил Иван Складчиков, будет работать в связке с Helector-Aktor.

Недоверие общественности к этому заводу вызвано неведением: как показали слушания, нет ни самого проекта, ни экологической экспертизы. По мнению горожан, проект II класса опасности поставит под угрозу и без того плачевную экологическую ситуацию севера, «щедро» приправленную зловоньем с официально закрытого полигона «Новоселки».

Слова и доводы – имеют значение

 

«Санкт-Петербург.ру» не намерен заниматься конспирологией, однако название инвестпроекта «Автопарка № 6 "Спецтранс"» в постановлении правительства сформулировано так: «Строительство объектов хранения и обезвреживания отходов, а также объектов обработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов (мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов) на территории Санкт-Петербурга». Соглашение с ООО «Анабасис» звучит иначе: «Строительство мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на территории Санкт-Петербурга».

Любое упоминание слова «мусоросжигание», тем более в официальном документе, в глазах общественности выглядит как диверсия. Даже если представители Смольного заверяют, что «никакого сжигания не будет», предлагая «неклассические термические технологии». Реакция, как правило, одна: «Не допустить!». Может быть, потому и результат минувших слушаний был предрешен.

Кому выгодно заявлять не слишком популярные проекты с заведомо спорными формулировками в экологически перегруженных местах и, как следствие, с предсказуемой общественной реакцией – владельцам полигонов, чиновникам, общественным организациям или другим интересантам – вопрос риторический. Однако, скорее всего, новые мусороперерабатывающие мощности, которые будут способны обеспечить потребности Северной столицы, спроектируют и построят очень нескоро.

СПРАВКА: Петербург образует свыше 1,7 млн тонн различных отходов в год с перспективой увеличения до 2 млн тонн. Перерабатывается на мощностях заводов в Янино и на Волхонском шоссе (оба предприятия ГУП «МПБО-2») то ли 10, то ли 15, то ли 20% от всего объема – данные Смольного год от года разняться. Малую часть городских отходов обрабатывают на небольшом предприятии «Автопарка № 1 «Спецтранс».

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Экология
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Топ-5 граффити-портретов в Петербурге

    В Северной столице по-прежнему уничтожаются портреты знаменитых людей. Недавно вандалы и коммунальщики уничтожили портрет главного тренера сборной России Станислава Черчесова. «Санкт-Петербург.ру» решил найти нетронутые граффити, которые можно посмотреть прямо сейчас.

    Когда манит шум воды: топ-5 водопадов вблизи Петербурга

    Сезон отпусков подходит к завершению, а это значит, что мы до следующего года не увидим роскошных водопадов на Кавказе или в Крыму. «Санкт-Петербург.ру» решил исправить это упущение и нашел самые красивые водопады недалеко от Северной столицы.

    Топ-5 мест в Петербурге и Ленобласти, где можно снять коттедж на двоих

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал пять отличных мест, где можно отдохнуть на природе за небольшие деньги.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы