За организацию несанкционированных свалок будут штрафовать по-новому. Такой закон подписал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Незаконные свалки оценили в 2-5 тыс. рублей для горожан, в 20-50 тыс. для должностных лиц, а компании должны будут заплатить в казну от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Повысить штрафы за сброс и сжигание мусора в неположенных местах предложил петербургский комитет по природопользованию. Закон вступит в юридическую силу через 10 дней после даты официального опубликования.
В комитете отмечают, что с 2013 года объем свалок уменьшился, но возросло их количество - с 54 до 86. В связи с этим увеличение штрафов сочли наиболее эффективной мерой борьбы со свалками.
Увеличение штрафов кажется эффективной мерой только на первый взгляд, поскольку причастность компаний бывает проблематично доказать, но обойти закон, «повесив» штраф на физическое лицо, – реально. Таким мнением поделился с корреспондентом «Санкт-Петербург.ру» председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук.
К тому же, по его словам, основная часть мусора производится именно жителями города, а не компаниями. Для того чтобы в корне изменить ситуацию со свалками, жилищным агентствам и ТСЖ нужно заключать договоры непосредственно с полигонами, а не с транспортными компаниями, которые предлагают вывоз мусора, как это происходит сейчас.
Перевозка мусора составляет 90% стоимости утилизации, и лишь 10% - услуги полигона. Шевчук считает, что реальной мерой борьбы со свалками станет заключение прямых договоры с полигонами. «В этом случае транспортные компании получали бы оплату только по факту доставки к месту утилизации», - поясняет председатель "Зеленого Креста". Сейчас средняя стоимость утилизации сейчас составляет в среднем 12 тыс. в год, примерно за 1 тонну мусора с транспортировкой.
«Проблема в том, что в случае договора с полигоном транспортные компании получали бы меньшие деньги, особенно если место утилизации сильно удалено (сейчас полигоны расположены только на территории Ленинградской области - прим. Санкт-Петербург.ру.)», - рассуждает Шевчук. Эксперт пояснил, что жилищные агентства предпочитают экономить на таких нюансах. На вывоз мусора обычно проводится конкурс, где побеждают перевозчики, предложившие наименьшую цену. После того как мусор покинул двор жилого дома, его судьба не отслеживается. По сути, перевозчик может выгрузить мусор на ближайшем повороте. Так возникает большая часть свалок Санкт-Петербурга.
Удастся ли решить проблему захламления города при помощи увеличения штрафов, покажет время.