USD 29.03.2024 92.2628 -0.3291
USD ММВБ 00:05 92.7192  
EUR 29.03.2024 99.7057 -0.5647
EUR ММВБ 00:05 100.4220  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Как работает малый нефтяной бизнес в Ленобласти, или коммерция без границ

Деятельность мини-нефтеперерабатывающих предприятий и ведомственных АЗС Ленинградской области сегодня практически не привлекает внимание надзорных органов, несмотря на многочисленные жалобы. Проверки, вопросы экологической безопасности, качества топлива и недоимок в федеральный бюджет остаются открытыми. Прежде всего, в силу нерешенных проблем законодательства в сфере нефтепереработки.

В Ленинградской области сейчас насчитывается около 15 мини-предприятий нефтепереработки. Качество продукции напрямую зависит от используемых технологий переработки и очистки нефти. Соответственно разница потребительских свойств продукции, получаемой с крупных нефтеперерабатывающих заводов и мини-НПЗ, глобальна.

«Изначально предприятия  имеют такую нефть, из которой бензин не получить. Поскольку в России растет процент тяжелой, то есть трудноизвлекаемой нефти. В ней высока концентрация серы и других примесей. Для того чтобы обеспечить необходимые потребительские свойства продукции, требуется применение технологий очистки, например, гидрокрекинг (получение бензина из тяжелой нефти с помощью водорода - прим. Санкт-Петербург.ру). Установки гидрокрекинга требуют серьезных затрат - их могут себе позволить только крупные предприятия», - пояснил председатель общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области и Северо-Западного отделения общественной организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук.

Например, заводу "Киришинефтеоргсинтез" (ООО «Кинеф») гидроустановка обошлась почти в 82 млрд рублей. Малые заводы за счет ограниченных ресурсов дорогостоящие технологии использовать не могут. Следовательно, они производят топливо не слишком высокого качества, которое может использоваться только для грузовой автотехники и за пределами города. Однако на деле все выходит, конечно, не так.

Еще один немаловажный вопрос – состояние окружающей среды и благополучие жителей вокруг НПЗ. Например, один из таких заводов под Гатчиной, принадлежащих ООО «Сервис ОЙЛ», до сих пор наносит непоправимый урон жителям города. Еще, в 2013 году предприятие оштрафовали на сумму 304 тыс. рублей за несоблюдение экологического законодательства. При этом суд не посчитал нужным приостановить деятельность опасного предприятия, как требовали того надзорные органы.

Ситуация с работой мини-НПЗ требует особого внимания. И это касается не только экологической безопасности, качества топлива, но также сокращения налоговой базы и рационального использования такого ценного сырья как нефть. Однако из-за прорех в законодательстве надзорные органы потеряли полномочия в контроле за малыми предприятиями нефтепереработки.

«С принятием закона о техническом регулировании и технических регламентах государство отказалось от главной регулирующей функции вопросов качества. Например, были отменены лицензии продуктов нефтепереработки. Пользуясь прорехами в законе, коммерсанты уходят и от налогообложения, а продукция предприятий находится без госконтроля. Из-за этого на мини-НПЗ таковая дешевле, чем на обычных АЗС, но при этом концентрация серы в топливе в десятки раз превышает допустимую норму - 2000 мг на литр, вместо нормативных 50 мг на литр», - сообщил «Санкт-Петербург.ру» руководитель СЗМТУ Росстандарта Василий Семерчук.

По его словам, мини-заводы успешно используют тот факт, что их предприятия находится вне госконтроля. К примеру, они не декларируют свою основную деятельность как нефтепереработку и реализуют топливо напрямую, уводя в тень основную часть доходов.

Как сообщает gatchina24.ru, по результатам аудиторской проверки за несколько месяцев доход незаконного предприятия по переработке мазута в высокооктановое топливо под Гатчиной, составил почти полмиллиона евро.

По данным «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга», мелкие производители реализуют продукцию с использованием контейнерных, передвижных, ведомственных и модульных АЗС.  Деятельность таких продавцов пока лишена должного контроля со стороны надзорных органов. Приобрести необходимое оборудование тоже не составляет труда – его открыто предлагают, к примеру, на сайтах бесплатных объявлений.

Еще один источник получения нефтепродуктов на такие АЗС – элементарное воровство. В том же 2014 году в 47 регионе выявили 68 врезок в трубопроводы с целью хищения продукции. «Лидерами» по воровству топлива традиционно стали Всеволожский, Тосненский, и Киришском районы. Помимо врезок в трубопроводы, были случаи, когда преступники крали сырье с нефтебаз и железнодорожных составов. Так, предприятие по производству нефтепродуктов было обнаружено на территории промзоны «Фосфорит» в Кингисеппском районе. По оперативным данным, значительную долю доходов незаконный бизнес получал от переработки нефтепродуктов, похищенных путем врезок в нефтепроводы.

Потребители топлива остаются довольны ценой, но, как правило, закрывают глаза на качество и даже на собственную безопасность. Семерчук считает, что основная проблема лежит в сокращении надзорных органов и отсутствии единых стандартов качества на продукты нефтепереработки.

«Сейчас много говорят об инновационном развитии отрасли. Однако по факту мы сталкиваемся исключительно с коммерческим интересом. При ином раскладе мини-предприятия как раз могли бы значительно быстрее внедрять новые технологии и следовать потребностям времени. По факту многим из них выгоднее производить попросту то, что горит, не беспокоясь о последствиях», - уверен глава СЗМТУ Росстандарта.

Еще в конце апреля 2015 года президент Российской Федерации Владимир Путин потребовал проверить качество автомобильного топлива на АЗС и с конца мая 2015 года  автозаправочные станции 47-го региона проходят плановые прокурорские проверки. В отчете генеральной прокуратуры Ленинградской области сообщается о проведении 184 проверок автозаправочных станций. Только на двух АЗС отобранные образцы проб топлива были некачественные, а это всего 1%.

Да и «попались» малоизвестные АЗС. На АЗС ООО «Октан» в Гатчинском районе и АЗС ООО «Нефтяная газовая компания» в Ломоносовском районе осуществляется реализация некачественного (не соответствующего требованиям ГОСТов Российской Федерации) автомобильного топлива. Проверять же ведомственные АЗС и мини-НПЗ опять не стали. Сложно, да и небезопасно. А именно в результате проверок качества на них официальная статистика могла сильно измениться.

Эффективно работать как крупным, так и малым НПЗ позволила бы разработка единых стандартов и внесение изменений в правила эксплуатации объектов. В идеале – создание единого реестра всех производств и сбытов топлива. Такая система успешно функционирует в Татарстане.

Небольшие заводы должны существовать, прежде всего, для устранения проблемы монополизации отрасли, но деятельность их должна быть приведена в рамки закона. Проблему качества и полузаконной деятельности современных мини-НПЗ решить можно только в случае усовершенствования законодательства. Правда, если в современных условиях такие предприятия будут покупать и продавать топливо по правилам рынка, то скорее всего, лишаться преимуществ в цене. По этой причине ожидать сокращения нелегалов в ближайшее время не приходится. Хотя первый шаг уже сделан. С сентября 2015 года планируется ввести акций на СМТ (судовое маловязкое топливо), которое часто мини-НПЗ продают под видом обычного дизельного топлива.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Экология

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы