USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 21.09.2018 78.75 +0.22
Нефть(p) 21.09.2018 5268.97 +63.56

«Сложно быть никем, при этом оставаясь собой»: чем вас удивит и вдохновит фильм «Довлатов»

Бродский, который не скажет с экрана «мяу», лучшая роль Козловского за долгие годы и история о том, почему главное – это оставаться верным себе. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает о фильме, который посвящен одному из любимых в России писателей.

«Определенный авантюризм» – так режиссер фильма «Довлатов» Алексей Герман-младший называет исключительно короткий прокат картины. Зрители смогут увидеть фильм о Сергее Довлатове в кинотеатрах всего четыре дня – с 1 по 4 марта.

Другие решения создателей фильма тоже вызывают вопросы и кажутся спорными, но кинокритики уже оценили «Довлатова» по достоинству – из Берлина съемочная группа вернулась с престижной наградой «Серебряный медведь».

Жюри отметило выдающуюся работу художника-постановщика, а по совместительству художника по костюмам Елены Окопной, супруги Алексея Германа-младшего. Она в мельчайших деталях воссоздала атмосферу Ленинграда начала 70-х.

Во время Берлинале права на показ фильма приобрел стриминговый сервис Netflix – картину увидят зрители из США, Канады, Австралии, Великобритании и еще почти 30 стран. Почему «Довлатов» покорил сердца зрителей по всеми миру и чем способен удивить вас?

Картина Германа-младшего – это первый художественный фильм про писателя Сергея Довлатова. В таких случаях создатели всегда переступают через определенную черту, переводя кумира в статус персонажа. Действовать при этом нужно тонко, иначе на выходе может получиться нечто ужасное. Вспомнить хотя бы фильм про «неживого» Высоцкого, мимикой которого можно пугать детей.

Довлатов в исполнении Милана Марича не вызывает отторжения и не кажется чем-то искусственным. Иронично, что серб здесь играет наполовину еврея и наполовину армянина, при этом портретное сходство не вызывает вопросов. Экранный Довлатов вас не удивит – это тот самый остроумный, всюду лишний и несчастный рассказчик из любого произведения писателя.

Как и в книгах Довлатова, в фильме сложно нащупать нить сюжета – перед вами будут мелькать коммуналки с колоритными обитателями, квартирники творческой интеллигенции, главные редакторы и прочие руководители, намертво сросшиеся с бюрократической советской машиной, и, конечно, женщины главного героя – куда же без них?

В картине показаны всего несколько дней из жизни писателя – это время перед эмиграцией друга Довлатова, поэта Иосифа Бродского. Как следствие – чемоданное настроение и суматоха на экране, в которой иногда можно перепутать сон и явь.

Если сам Довлатов в фильме не удивляет, то способны удивить другие персонажи. К примеру, фарцовщик Давид – несостоявшийся, но талантливый художник. Впрочем, в эпохе, которую с такой любовью воссоздают в картине, талантливый художник вряд ли может состояться. Давида играет вездесущий Данила Козловский, но вы наверняка забудете о том, что это актер, который мелькает в каждой второй российской ленте.

В отличие от большинства фильмов, Козловский здесь не раздражает и не играет самого себя – его персонажу действительно хочется сопереживать. Удивляет и Иосиф Бродский в исполнении Артура Бесчастного – это совсем не тот нежный юноша, который прощается с приятелями, говоря «мяу-мяу» (а именно так и делал поэт). Это твердый, крепкий и даже волевой человек, в душе которого уже созрело сложное, горькое, но окончательное решение – навсегда покинуть Родину.

В целом, все персонажи, которые входят в круг пресловутой «творческой интеллигенции», вызывают очень теплое чувство причастности к их жизням. Кажется, и мы могли бы легко войти в эту прокуренную коммуналку, послушать песни под гитару, поболтать с ними о чем-то пустяковом.

Видео: YouTube / Novoekino
 

Борьба против всеобщего безумия – это вопрос жизни и смерти для главного героя. «Сложно быть никем, при этом оставаясь собой» – девиз творческих и честных перед собой людей, которые окружают Довлатова. Вот и сам писатель постоянно встает перед выбором.

Безумие всегда предлагает компромисс: нужно съездить к главному урологу города, чтобы уговорить того помочь с публикацией рассказов. Написать дурацкую поэму о нефтедобывающей вышке, чтобы войти в расположение редактора. Пафосно описать идиотский фильм с участием пьяных Пушкина и Гоголя, чтобы сохранить работу журналиста и купить дочке куклу.

Но компромисс всегда означает предательство самого себя, потому что выбор стоит между двумя вариантами: стать кем-то в сумасшедшей системе координат, поддавшись всеобщему безумию, либо продолжить быть никем, при этом оставаясь собой. От первого варианта Довлатов ожесточенно отбивается: сначала с иронией и насмешкой, к которой читатели так привыкли, а в какой-то момент с отчаянием и злобой, которые не свойственны его литературным героям.

Действие фильма умещается в несколько дней перед главным советским праздником – 7 ноября. И сама картина удачно передает главную мысль авторов фильма об эпохе 70-х годов: это время, лишенное героев и злодеев. Экранный Довлатов к этому очень чуток – он отказывается сочинять «героические» вещи, упрямо продолжая описывать персонажей, которые теперь так близки и понятны нескольким поколениям читателей.

Брежневский «застой» не зря в последнее время все чаще сравнивают с «застоем» нынешним – может быть, именно поэтому таким актуальным сегодня кажется и фильм, в котором герои как будто вынуждены бесконечно чего-то ждать, и творчество Довлатова в целом.

Главное достоинство картины: это кино о литературных неудачниках наверняка сумеет вас вдохновить. Герои проходят сквозь абсолютное безденежье, тотальную безнадегу и отсутствие малейших перспектив и, несмотря на сомнения, не теряют уверенности в том, что ими был выбран правильный путь.

В конце фильма, разумеется, есть титр с биографической справкой: Довлатов умер в 1990 году, так и не узнав, что стал одним из самых любимых русских авторов XX века. Но это не имеет совершенно никакого значения. Потому что смысл этой истории вовсе не в том, что ее герой в итоге пришел к признанию и славе. Смысл в том, что он до конца остался верным себе.

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    В гости к летучим мышам: топ-5 пещер недалеко от Петербурга

    Настоящие и искусственные, с подземными храмами и озерами – «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные пещеры в Ленобласти.

    Топ-5 кафе и баров Петербурга с необычным пивом

    Сливочное, фруктовое, с пюре манго и даже с нотками перца – «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице попробовать пиво с нетрадиционными вкусами.

    Красота внутри: топ-5 удивительных петербургских двориков

    Петербуржцы привыкли к парадному и строгому виду Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» решил посмотреть на красоту города с другого ракурса.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы