USD 11.08.2018 66.9075 0.6219
USD ММВБ  
EUR 11.08.2018 76.6760 -0.1490
EUR ММВБ  
Нефть($) 21.08.2018 72.67 +0.62
Нефть(p) 21.08.2018 4862.17 +86.29

Путями Довлатова: псковские дали, нерушимый дом и фестивальные встречи

Второй ежегодный фестиваль «Заповедник» в Пскове встретил гостей премьерами спектакля и фильма, уникальной экскурсионной программой по Пушкинским горам, «фуршетом на газетах» около дома Сергея Донатовича. Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» отправился в Псков, чтобы вооружившись ручкой, фотоаппаратом и килькой, писать, снимать и закусывать.

В Пскове прошел второй ежегодный фестиваль «Заповедник», посвященный писателю Сергею Довлатову. Организаторы решили разнообразить программу настолько, чтобы в нее вместились сразу несколько видов искусств: спектакль, выставка, кинофильм, довлатовские чтения, перфоманс и многое другое.

Для псковичей фестиваль является не столько воспоминаниями о приезде Сергея Донатовича в Пушкинские горы и воспеванием его творчества, сколько городским культурным «бумом» в честь любимого автора. На три дня Псков погрузился в атмосферу настоящего праздника для души.

Несмотря на то, что история Довлатова больше связана с заповедником, торжественное открытие фестиваля прошло в центре города. На набережной реки Великой, у самых стен древнего Кремля, поздно вечером загорелась многометровая надпись «Россия начинается здесь».

В момент «зажигания» на специально установленную рядом сцену вышел российский пианист-виртуоз Денис Мацуев, который, к сожалению собравшихся на ветру зрителей, сыграл на привезенном из Петербурга белом рояле лишь один музыкальный фрагмент, длившийся не более трех минут. После чего собравшиеся направились делать селфи с новой достопримечательностью.

Как пояснил глава региона Андрей Турчак, слово «Россия» - это вывеска с фасада снесенной в Москве гостиницы, которая простояла в историческом районе Зарядье более 30 лет. Это место было псковской слободой, где жили ремесленники и зодчие, строившие белокаменную столицу. Теперь к «России» прибавились еще два значимых для псковичей слова.

«Словосочетание «Россия начинается здесь» по праву принадлежит Пскову. Потому что отсюда пошла русская земля: здесь родилась княгиня Ольга, здесь зарождалась российская государственность, именно здесь старец Филофей провозгласил доктрину «Москва - третий Рим». Эта символическое словосочетание навсегда закрепится на набережной реки Великой», - отметил губернатор.

К сожалению, буквы инсталляции оказались настолько большими, что ослепленным их светом посетителям после открытия пришлось отправиться на мост и на другой берег реки, чтобы хорошенько рассмотреть «задумку».

В первый день «Заповедника» в комплексе Покровской башни одновременно открылись три выставки - Александра Флоренского, Нины Аловерт и Александра Стройло. По словам директора театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрия Месхиева, можно считать, что открылись четыре выставки, так как сама Покровская башня также была отреставрирована к фестивалю - теперь она является новым выставочным пространством Пскова.

В самом здании башни расположилась лишь одна выставка - иллюстрации Александра Флоренского, одного из основателей арт-группы «Митьки», к первому изданию довлатовских рассказов в России, напечатанных в 1993 году издательством «Лимбус-пресс». В 2008 году «Рисунки к Довлатову» были изданы в виде альбома эстампов студией ручной печати Б&Ф. В данный момент оригиналы иллюстраций находятся в коллекции Кирилла Авелева (Петербург), который является партнером фестиваля.

На пряслах стены расположились работы фотографа Нины Аловерт и художника Александра Стройло. Нина Аловерт - театральный критик, мастер балетной фотографии, автор самых узнаваемых портретных образов Сергея Довлатова. Ее фотоиллюстрации сопровождают большинство сборников рассказов Довлатова, выходивших в издательстве «Азбука» в 1998-2010 годах.

С Сергеем Довлатовым Нина Аловерт познакомилась и подружилась уже в Нью-Йорке. По приглашению Довлатова работала журналистом и фотографом в редакции журнала «Новый американец». Именно благодаря Аловерт американский этап жизни писателя так полно визуально документирован. 

Александр Стройло представил специальный проект «Дружбисты П. Г.», при его подготовке использовались спилы старых ясеней – ровесников Довлатова. «Выпив самогона, Стройло увидел, как жгут костер спилами ясеня. Тогда он вспомнил текст Довлатова из «Заповедника» и дружбиста, поэтому пошел пилить ясень и из кружочков создал дружбистов», - пояснил идею выставки Дмитрий Месхиев.

Второй день фестиваля стал самым насыщенным и значимым – с раннего утра многие выехали в Пушкинские горы, где находится усадьба Михайловское, экскурсионные «тропы Довлатова», а также дом, где жил писатель во время работы в заповеднике.

В рамках фестиваля была придумана совершенно необычная экскурсия по привычным для любого жителя Пскова местам - ее назвали «развенчиванием мифов», - в рамках которой раскрыли многие тайны здешних экскурсоводов времен Сергея Донатовича, в том числе шла речь и о самом писателе.

Прогулку возглавил Вячеслав Козмин, нынешний директор заповедника, он еще будучи ребенком приехал в Пушкинские горы в 1977 году. Дорога прошла ровно по тем тропам, где «вначале своими маленькими ножками прошел Пушкин и куда потом вступили огромные боты Довлатова».

Он показал ту самую поляну под березами, где любили выпить экскурсоводы и посетители музея и которую описывает Довлатов в своем рассказе, а также рассказал о многих прототипах героев «Заповедника». Например, показал гостям фестиваля флакон духов «Болгарская роза», выпитый в 1986 году, во время «сухого закона», фотографом Валерой Карповым, выведенным Довлатовым в «Заповеднике» под фамилией Марков.

Флакон сохранил остатки своего неповторимого запаха, в чем все желающие смогли сразу же удостовериться. Кроме того, гости фестиваля смогли «охватить все и сразу»: довлатовские тропы как раз проходили мимо дома Пушкина, мимо домика няни Арины Родионовны, в чью честь здесь назван отель «Арина Р.», мимо того самого дуба, рядом с которым удалось повстречать даже ученого кота, такого же невозмутимого и мудрого, правда рыжего.

В итоге участники фестиваля прошли по Еловой аллее до Бугрово, где состоялась церемония награждения премии «Экскурсовод года». Такое звание получили Екатерина Владимировна Фёдорова (Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»), Елена Олеговна Левашова (музей-заповедник «Изборск»), Быстрова Светлана Валентиновна Быстрова (Псковский государственный музей-заповедник), и главный экскурсовод дома-музея Сергея Довлатова - Наталия Ивановна Рясинцева.

Церемония награждения перешла в литературные чтения с участием поэтов Владимира Алейникова и Юлия Гуголева. После гости переместились в Березино, к главному объекту этого дня – дому-музею Сергея Довлатова. Дом стал официальным музеем лишь в 2014 году, при этом в его облицовке и обстановке ничего не было изменено со времен жизни здесь писателя. Единственное, что пришлось сделать, – подпереть весь дом изнутри назаметным металлическим скелетом, иначе он мог бы попросту развалиться.

Скрипучие полы, дырки, куда могли пролезть собаки, выломанный «отдельный вход» для Довлатова, кровать, где они спали с женой Леной, карта над кроватью – все здесь, будто попал на книжные страницы. Известные российские артисты театра и кино прочли отрывок рассказа Сергея Донатовича прямо на его крыльце.

Все выездное действо в Пушкинских горах завершилось фуршетом «на газетах» - стол был застелен газетными разворотами, на которых расставили открытые консервные банки, помидорчики с огурчиками, грибочки в банках, а также множество других разносолов.

Позднее, вечером, в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, который недавно был полностью отреставрированным и теперь выглядит с иголочки, прошла премьера спектакля Бориса Бирмана «Человек, обреченный на счастье».

В постановку вошли истории из повестей и рассказов Сергея Довлатова «Хочу быть сильным», «Встретились - поговорили», «Когда-то мы жили в горах», «Компромисс», «Заповедник», «Марш одиноких», «Наши», «Чемодан» и других произведений. Действие спектакля переносит зрителей в Ленинград и Таллинн, Пушкинский заповедник и Нью-Йорк, в старый Тифлис и в горное село на Кавказе.

Из-за большого объема рассказов действие затянулось на целых четыре часа, в связи с чем часть зала ушла уже после половины спектакля. Более того, на некоторых местах в зале была невероятно плохая слышимость, со всех сторон то и дело звучало: «А он что сказал? А та что ответила?»

Один из зрителей, местный житель и поклонник театра, объяснил корреспонденту «Санкт-Петербург.ру», что реставрацию театра, вероятно, проводили незнающие специфику помещения люди, так как всю оркестровую яму залили бетоном, в связи с чем звук «съедается» и не доходит до зала.

Третий, последний, день фестиваля закончился в БКЗ филармонии предпремьерным показом фильма Павла Лунгина «Дама пик». Зал был заполнен на все 100%, то есть здесь собрались около 800 человек. Официальная премьера картины в России состоится лишь 17 ноября.

Сюжет фильма основан на новелле Пушкина и опере Чайковского, но по сути это современный психологический триллер. Фильм завязывает в драматический узел судьбы трех человек, которые любят и мучают друг друга.

Главная героиня – знаменитая в прошлом оперная певица София. Но она не намерена сдаваться, она хочет остаться Дивой навсегда. В сумасшедшей гонке за собственной славой она манипулирует молодым оперным тенором Андреем, прототипом которого является пушкинский Герман, а также собственной племянницей, молодой и неопытной девушкой Лизой.

Действие проигрывается дважды – в оперных сценах с музыкой Чайковского - и в реальной жизни, с игрой в казино, театральными интригами и денежными долгами. Специально для фильма записаны оперные голоса ведущих солистов Большого театра и живой оркестр из сотни человек.

В целом, второй «Заповедник» в Пскове получился уже менее масштабным и громким, нежели пошлогодний фестиваль. Сказалось и то, что его организацией занималось не специальное агентство, а чиновники администрации области. Официальный сайт проекта так же, как и прошлогодние группа «ВКонтакте», Instagram и страница Twitter, - пропали, новый сайт на 2016 год так и не был запущен, а социальные сети вели до того скромную деятельность, что не смогли привлечь большого количества посетителей. Организаторам откровенно не хватало рабочих рук и, возможно, хорошего финансирования, несмотря на то, что в 2016 году весь мир отмечает 75-летие писателя. Сам Довлатов наверняка грустно посмеялся бы над таким абсурдом в своем рассказе. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура
    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Топ-7 популярных мест Петербурга для фотографий в Instagram

    «Санкт-Петербург.ру» выбрал красивые здания Северной столицы, в которых можно сделать идеальные снимки.

    Свет манящий и загадочный: пять прекрасных маяков недалеко от Петербурга

    Самый высокий в России маяк и третий по высоте маяк в мире, самый старый в России маяк, маяк-герой во время Великой Отечественной войны – рассказываем, как можно быстро до них добраться из центра Северной столицы.

    Хоть на край света: топ-5 железнодорожных вокзалов Петербурга

    Ровно 167 лет назад император Николай I впервые отправился на поезде из Петербурга в Москву. «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить все вокзалы Северной столицы, откуда можно отправиться в интересное путешествие прямо сейчас.

    Как это сделано

    написать письмо

    Высший пинотаж: как выбрать бюджетное, но хорошее вино в обычном магазине

    «Санкт-Петербург.ру» разобрался, как выбрать вино, которое не ударит по карману, но придется по вкусу.

    Проверено на себе

    Land Rover: 70 лет решений, предвосхитивших будущее

    Первый Land Rover создавали как временный антикризисный проект. Тогда его создатели не могли представить, какой успех ждет их детище из «самолетных крыльев».

    Гид по Петербургу

    Наследие Советов: топ-5 зданий в Петербурге в стиле «конструктивизм»

    «Санкт-Петербург.ру» решил вспомнить советское прошлое Ленинграда и отыскать самые интересные здания, построенные в 1920-1930-х годах.

    Пресс-релизы