USD 19.04.2019 64.0688 0.1238
USD ММВБ 00:05 63.9835  
EUR 19.04.2019 72.2440 -0.1162
EUR ММВБ 00:05 71.7763  
Нефть($) 25.04.2019 74.29 0.30
Нефть(p) 25.04.2019 4759.67 +28.38

Представляем очередную серию картин Николая Рериха - "Его страна"

29 Сентября 2009, 09:49

В 1924-1925 годах Николай Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности.

Весной 1913 года Николай Рерих посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Замечания его друга-востоковеда В.Голубева о сходстве виденных им в поездке по Индии костюмов, погребений, обычаев со славянскими, глубоко взволновали Николая Константиновича. Вскоре художник публикует статью "Индийский путь". Рериха давно интересовала история не только славянства. Его взгляд был обращен к тому, что происходило некогда на всей "великой европейской равнине". От изучения славян и варягов он шел к освоению византийской культуры, которая в средние века влияла и на Запад, и на Русь. Оказалось, что корни культуры ведут еще дальше: "Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся". Необходимость создания научной экспедиции для изучения "искусства, науки и быта" этой древней страны, для поиска общих культурных корней индийской и славянской культуры была глубоко осознана в период проживания в Карелии-Финляндии (1916-1918 гг.), однако, возможности для организации такой экспедиции сложились лишь несколько лет спустя. 

В декабре 1923 года Н.К.Рерих вместе с семьей прибывает в Индию. Они посещают культурные центры — Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, и затем направляются на север, к Гималаям. Семья останавливается в небольшом индийском княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Бутаном. Здесь находятся высочайшие горные вершины, достигающие 6-8 тысяч метров, в том числе знаменитая Канченджанга. Вдохновленный красотой и величием древнейших гор планеты, Николай Константинович пишет ряд картин, посвященных Гималаям, "обители снегов". Позже он напишет: "Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор". 

В Сиккиме Рерихи изучали местные обряды, посещали древние монастыри, беседовали с ламами, записывали легенды и предания. Николай Константинович находит удивительное сходство в сокровенных сказаниях разных народов, например, священная для каждого жителя Азии заповедная страна Шамбала по описанию похожа на Беловодье, или Чудь алтайцев. За каждой  из этих легенд стоит вера в то, что существует на земле место, скрытое от мира, где живут святые и праведные люди, трудами и молитвами несущие помощь всему человечеству. В горах Рерихи неоднократно встречали высеченные в скалах огромные изваяния Майтрейи — будды будущего. В древних буддийских текстах нашли повествования о грядущей великой битве между воинами света и силами зла, после которой наступит Эпоха Майтрейи — время, когда на земле воцарятся мир, справедливость и гармония.

Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича. В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В "Листах дневника" художник соглашался с данным его искусству определением "героического реализма".  "Рерих признавался, что не любит натурализм — антипод реализма, искусство, не отображающее сущность вещей. И как бы мимоходом добавлял: "Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение". Перед нами неожиданно раскрывается символистская программа: реализм отображает жизнь, но это лишь исходная позиция; чем дальше идет проникновение в сущность вещей, тем сильнее "восхождение". (В.Володарский, "Рерих").

На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников. Легенды и предания передаются не в застывшем, классическом виде, но, переосмысленные художником, предстают перед зрителями живыми рассказами о реально существовавших, ходивших по земле и творивших подвиги, героях минувшего. И вот уже стирается грань времени, и кажется, что не когда-то давно, но сейчас мчатся всадники, выполняя приказ Учителя, идут по горным тропам путники, несущие важную весть, стоят на дозоре воины, готовые в любой момент отразить нападение тьмы, и по скалистой тропе спускается белый конь, несущий на спине сокровище мира — Чинтамани.
   
Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность. "Палитра Рериха кажется неисчерпаемой — от глубоких бархатистых синих тонов до пурпурных,  золотистых, серебристо-"лунных" отливов, невыразимых словами оттенков. Он использует излюбленные на Востоке контрасты чистых, не смешанных красок, по-европейски утонченно разрабатывает нюансы одного и того же тона, добивается глубокого свечения многослойных наложении цвета". (В.Володарский, "Рерих").

Представленные в Индии, картины имели огромный успех, а значительно позднее, когда, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, его сыновьям удалось организовать выставки в СССР, они стали сенсацией и откровением для советской публики.

В "виртуальной галерее" будут представлены несколько картин из серии "Его страна", созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Позднее художник обращался к сюжетам серии, и мы имеем возможность увидеть различное цветовое и композиционное решение одного и того же замысла. 

Первая картина серии -  "Жемчуг исканий".
#imglib#4495#c
Не случайно картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница в творчестве Николая Рериха. "На картине изображены гуру (учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той самой единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий не для одного себя умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным "мастером гор".
(П.Ф.Беликов, В.П.Князева. "Рерих")

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура
    YouDo в Санкт-Петербурге
    Доставка еды - Достаевский

    Лучшее в Петербурге

    «Стул, стол и ноутбук»: семь классных кофеен в Петербурге, где можно поработать

    Если вы устали трудиться дома или в офисе, то хватайте ноутбук и срочно меняйте обстановку. «Санкт-Петербург.ру» собрал места, где работа ладится, а деньги особо не тратятся.

    Фондан: что это за десерт и где его попробовать в Петербурге

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, кто спорит за звание создателя вкусного десерта, когда фондан придумали и кто его готовит в Северной столице.

    Все развлечения мира: игровые автоматы в Петербурге

    «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где в Северной столице можно спасти мир от зомби или прокатиться на спорткаре. Виртуальном, разумеется.

    Как это сделано

    написать письмо

    Как обезопасить балкон или лоджию от пожара

    «Санкт-Петербург.ру» изучил рекомендации МЧС и подробно рассказывает о правилах безопасности.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Самое высокое триумфальное строение в мире: топ-7 удивительных фактов об Александровской колонне на Дворцовой площади

    Кто придумал колонну на Дворцовой и откуда взялся огромный кусок гранита в Петербурге? Кто его поставил вертикально, как он держится без опор и почему не упал во время войны?

    Пресс-релизы