USD 12.06.2021 71.6797 -0.5177
USD ММВБ 00:05 72.2236  
EUR 12.06.2021 87.3274 -0.4791
EUR ММВБ 00:05 87.8964  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Представляем очередную серию картин Николая Рериха - "Его страна"

29 Сентября 2009, 09:49

В 1924-1925 годах Николай Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности.

Весной 1913 года Николай Рерих посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Замечания его друга-востоковеда В.Голубева о сходстве виденных им в поездке по Индии костюмов, погребений, обычаев со славянскими, глубоко взволновали Николая Константиновича. Вскоре художник публикует статью "Индийский путь". Рериха давно интересовала история не только славянства. Его взгляд был обращен к тому, что происходило некогда на всей "великой европейской равнине". От изучения славян и варягов он шел к освоению византийской культуры, которая в средние века влияла и на Запад, и на Русь. Оказалось, что корни культуры ведут еще дальше: "Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся". Необходимость создания научной экспедиции для изучения "искусства, науки и быта" этой древней страны, для поиска общих культурных корней индийской и славянской культуры была глубоко осознана в период проживания в Карелии-Финляндии (1916-1918 гг.), однако, возможности для организации такой экспедиции сложились лишь несколько лет спустя. 

В декабре 1923 года Н.К.Рерих вместе с семьей прибывает в Индию. Они посещают культурные центры — Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, и затем направляются на север, к Гималаям. Семья останавливается в небольшом индийском княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Бутаном. Здесь находятся высочайшие горные вершины, достигающие 6-8 тысяч метров, в том числе знаменитая Канченджанга. Вдохновленный красотой и величием древнейших гор планеты, Николай Константинович пишет ряд картин, посвященных Гималаям, "обители снегов". Позже он напишет: "Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор". 

В Сиккиме Рерихи изучали местные обряды, посещали древние монастыри, беседовали с ламами, записывали легенды и предания. Николай Константинович находит удивительное сходство в сокровенных сказаниях разных народов, например, священная для каждого жителя Азии заповедная страна Шамбала по описанию похожа на Беловодье, или Чудь алтайцев. За каждой  из этих легенд стоит вера в то, что существует на земле место, скрытое от мира, где живут святые и праведные люди, трудами и молитвами несущие помощь всему человечеству. В горах Рерихи неоднократно встречали высеченные в скалах огромные изваяния Майтрейи — будды будущего. В древних буддийских текстах нашли повествования о грядущей великой битве между воинами света и силами зла, после которой наступит Эпоха Майтрейи — время, когда на земле воцарятся мир, справедливость и гармония.

Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича. В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В "Листах дневника" художник соглашался с данным его искусству определением "героического реализма".  "Рерих признавался, что не любит натурализм — антипод реализма, искусство, не отображающее сущность вещей. И как бы мимоходом добавлял: "Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение". Перед нами неожиданно раскрывается символистская программа: реализм отображает жизнь, но это лишь исходная позиция; чем дальше идет проникновение в сущность вещей, тем сильнее "восхождение". (В.Володарский, "Рерих").

На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников. Легенды и предания передаются не в застывшем, классическом виде, но, переосмысленные художником, предстают перед зрителями живыми рассказами о реально существовавших, ходивших по земле и творивших подвиги, героях минувшего. И вот уже стирается грань времени, и кажется, что не когда-то давно, но сейчас мчатся всадники, выполняя приказ Учителя, идут по горным тропам путники, несущие важную весть, стоят на дозоре воины, готовые в любой момент отразить нападение тьмы, и по скалистой тропе спускается белый конь, несущий на спине сокровище мира — Чинтамани.
   
Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность. "Палитра Рериха кажется неисчерпаемой — от глубоких бархатистых синих тонов до пурпурных,  золотистых, серебристо-"лунных" отливов, невыразимых словами оттенков. Он использует излюбленные на Востоке контрасты чистых, не смешанных красок, по-европейски утонченно разрабатывает нюансы одного и того же тона, добивается глубокого свечения многослойных наложении цвета". (В.Володарский, "Рерих").

Представленные в Индии, картины имели огромный успех, а значительно позднее, когда, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, его сыновьям удалось организовать выставки в СССР, они стали сенсацией и откровением для советской публики.

В "виртуальной галерее" будут представлены несколько картин из серии "Его страна", созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Позднее художник обращался к сюжетам серии, и мы имеем возможность увидеть различное цветовое и композиционное решение одного и того же замысла. 

Первая картина серии -  "Жемчуг исканий".
#imglib#4495#c
Не случайно картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница в творчестве Николая Рериха. "На картине изображены гуру (учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той самой единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий не для одного себя умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным "мастером гор".
(П.Ф.Беликов, В.П.Князева. "Рерих")

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    «Венера», «Пётр I», «Иван Грозный» и «Мефистофель»: семь шедевров из коллекции Русского музея

    Несколько экспонатов одной из главных сокровищниц Северной столицы, которые обязан увидеть каждый.

    «84 сыра», «Пять углов», «Лососиная»: топ-5 мест с необычной пиццей в Петербурге

    Пицца из «Черепашек-ниндзя» от самого Крэнга, огромный треугольник-пепперони на четверых, бар в гангстерском стиле с шотами, а также другие места с пиццей, в которых стоит побывать.

    Львиный мост на канале Грибоедова: балерины, их поклонники и дореволюционные риелторы

    Подробности создания одного из пешеходных цепных мостов, появившихся в Петербурге два века назад.

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы