USD 19.03.2024 91.9829 +0.1129
USD ММВБ  
EUR 19.03.2024 100.2432 +0.2714
EUR ММВБ  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Легенда кино, наставник, кумир: жизнь актера Михаила Чехова

«Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как Чехов познакомился со Станиславским, почему покинул Россию, за что мог получить «Оскар» и как создал свою «Систему Чехова».

Из Петербурга в МХТ

 

Отец Михаила Чехова Александр был публицистом, знал шесть языков, написал несколько книг, а также оказал большое влияние на своего младшего брата – известного писателя Антона Чехова.

У Александра было трое детей от двух женщин. Николай и Антон считались «незаконными»: они родились в гражданском браке Чехова с Анной Хрущевой-Сокольниковой. После смерти Анны Александр обвенчался с гувернанткой своих детей Натальей Гольден. 29 августа 1891 года в Петербурге у них родился сын Михаил.

В 1907 году юный Чехов поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра. Среди его наставников были выдающиеся деятели искусства, например, Борис Глаголин, драматург, режиссер, артист-новатор и один из первых кинематографистов России, и актер и литератор Владимир Сладкопевцев. Возможно именно поэтому в 1912 году театральный режиссер Константин Станиславский лично пригласил его в Московский художественный театр (МХТ).

Способности начинающего актера были очевидны, однако частые упреки из-за его родства с известным писателем надоедали и мешали актеру. А может, в чем-то и мотивировали.

Чехов писал в своих мемуарах «Путь актера»: «Мы [Чехов и его наставник Евгений Вахтангов] всегда любили подшутить друг над другом, и Вахтангов часто говорил мне: "Если бы у тебя не было знаменитого дяди, ты никогда бы не сделал себе карьеры в театре". Он знал, что эта тема несколько раздражала меня, и поэтому любил ее особенно. Он пришел в большой восторг, когда узнал, что после одного из спектаклей "Вишневого сада", где я играл Епиходова, какой-то гражданин из публики указал на меня пальцем и прокричал: "Вот он! Вы подумайте: сам же пишет и сам же играет!"».

Чехов в роли Епиходова в спектакле «Вишневый сад» Антона Чехова. Художественный театр. 1914 год. Фото: mihail-chehov.ru
 

Студия Чехова

 

В 1918 году Чехов основал студию и начал заниматься исследованием актерской психотехники. Его вдохновляла антропософия («наука о духе», – прим. ред.) Рудольфа Штейнера и Андрея Белого: Чехов считал ее источником духовного возрождения и способом развития актерского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни».

Актер писал: «Потому ли, что окружающая жизнь показывала мне мое бессилие, или по другим, неясным мне самому причинам, но проблема силы стала серьезно занимать меня. Как-то в разговоре с Вахтанговым мы оба должны были признаться друг другу, что нам знакома возникающая в нас временами непонятная нам сила. У меня – во время игры на сцене, у него – в повседневной жизни.

Сила эта давала мне власть над публикой, ему – над людьми, окружавшими его. И хотя мы оба условились признать эту силу отрицательной, все же в течение некоторого времени мы позволяли себе кокетничать с нею: Вахтангов достиг однажды намеченной им (безобидной) цели путем концентрации на желаемом, я же удовлетворился несколькими удавшимися мне опытами гипноза.

Еще без всякого религиозного чувства я стал читать одну за другой книги о йогах и их способах внутреннего развития. Новая тема (о силе) скоро увлекла меня, и я проводил за книгами все свободное время».

Чехов в роли Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь» по Уильяму Шекспиру. Фото: teatral-online.ru
 

Карьера в России и за рубежом, школа Чехова

 

В 1921 году Чехов впервые сыграл Хлестакова в постановке Николая Гоголя «Ревизор», срежиссированной Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. В истории русского театра он считается одним из лучших создателей этого образа.

В целом карьера актера шла в гору: в 1922-м Чехов возглавил Первую студию (в 1924 году она была преобразована в МХАТ 2-й), играл в спектаклях, преподавал, расширял репертуар. Например, переделал для сцены «Сказку об Иване-дураке» Льва Толстого.

Чехов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» по Николаю Гоголю. Фото: kinopoisk.ru
 

В 1928 году, не смирившись с революционными переменами, Чехов уехал из России. Сначала он отправился в Германию, где за два года снялся в трех фильмах и отыграл множество спектаклей великого режиссера Макса Рейнхардта, затем – в Париж, там он собирал полные залы в драматических театрах. Позже – в Ригу, где в 1932 году открыл театральную студию, а в 1936 году в Англии создал большую театральную школу.

В 1939 году актер переехал в США. Там его школа стала особенно популярной: у американцев в то время не было централизованной актерской школы, и подходы Чехова были для них в новинку. Через «Систему Чехова» прошли многие голливудские звезды: Энтони Куинн, Юл Бриннер, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро. Вклад русского актера в раскрытие таланта Монро считается особенно значимым: многие коллеги ставили под сомнение ее способности, а Чехов открыл для актрисы свою систему, которой она пользовалась на протяжении всей своей карьеры.

Школу называли «кузницей театральных талантов». Театр давал спектакли не только на Бродвее, но и ездил на гастроли в другие штаты.

В США Чехов часто снимался в кино, например, в фильме «Завороженный» Альфреда Хичкока. За роль психиатра Александра Брулова он даже был был номинирован на «Оскар» как «Лучший актер второго плана».

Решение Чехова уехать из России кажется правильным, хотя сам актер в дневниках писал, что был разочарован в театре европейских стран и США. Да и новых ролей у него было мало: в основном он повторял свои партии московских времен – Хлестакова в «Ревизоре», короля Эрика в «Эрике XIV», Мальволио в «Двенадцатой ночи».

Чехов в роли Брулова в фильме «Завороженный». Фото: cultobzor.ru
 

Книга «О технике актера»

 

Благодаря путешествиям, знакомствам с новыми людьми и работе с разными актерами Чехову удалось сформировать собственную систему актерского мастерства и написать книгу «О технике актера». Он называл ее «подглядом». Чехов не только собрал, но и отфильтровал огромное количество техник и подходов в одну систематизированную школу.

Сейчас книга «О технике актера» обязательна к прочтению для актеров, режиссеров, историков театра, как и «Работа актера над собой» Станиславского.

Кстати, изначально Чехов написал книгу на английском языке и только после окончания Второй мировой войны ее перевели на русский язык.

Чехов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» по Николаю Гоголю. Нью-Йорк, США. 1935 год. Фото: cultobzor.ru
 

«Система Станиславского» и «Система Чехова»

 

«Система Станиславского» считается самой популярной в России. Ее берут за основу многие педагоги по актерскому мастерству. «Система Чехова» приветствуется меньше. Однако, разумеется, все актеры самостоятельно решают, на какую из этих или других систем опираться в своем творчестве.

Школы Станиславского и Чехова похожи (второй ученик первого): они учат актера создавать художественный образ. Только для Станиславского образ – результат всей работы, а для Чехова образ – материал для работы. Станиславский призывает актера искать сходство между «я» и предлагаемыми обстоятельствами, персонажем. Чехов предлагает искать различия.

Вот пример из книги Сергея Юрского «Попытка думать»: «Возьмем условный кусок: император вышел в приемную и увидел, что все гвардейцы спят. По Станиславскому: прежде всего, не играйте императора. Император тоже человек и имеет нормальные реакции. У него нервы, руки, ноги – как у нас. Вас многое с ним роднит. Итак, не император, а вы войдите в комнату. Зачем? Ну, скажем, вы несколько раз звонили, и никто не откликнулся. Вот первое предлагаемое обстоятельство. Какое действие? Вы хотите проверить: неужели в приемной никого нет? Все покинули пост? И вдруг видите – все здесь, но спят. Не думайте об императоре. Это вы звонили и вы вошли проверить.

По Чехову: какой импульс у вас возникает от этой сцены в контексте целого? Тревога? Смертельная опасность? Комическая неожиданность? Задайте этот вопрос своему воображению и покажите полученный ответ. Например: он ворвался в приемную, как бык. Вариант: он пугливо заглянул в приемную, появилась только голова и рука, тела не видно, оно прячется. Вариант: он, по-военному ставя ноги, подошел к двери в приемную и толкнул ее сильной рукой. Тело было прямым, выражение лица холодным…

В чем разница? В первом случае ищется сходство «я» и персонажа. Это обживание пространства. Это еще не искусство, это поиск своей органики в предлагаемых обстоятельствах. Во втором случае ищется различие: «я» выполняю простую задачу так, как выполнил бы ее он – мой персонаж. Я (как и в первом случае) не играю императора, еще не играю, но я действую по законам его органики. Я воплощаю возникший у меня образ. Здесь присутствует уже и содержание (что?), и форма (как?), и первый мимолетный набросок характера (кто?). Это уже искусство».

Станиславский учит актера создавать образ маленькими этапами, осваивая каждый этап постепенно, медленно «обживая обстоятельства». По Чехову, актер должен изначально работать с образом, совершенствуя его.

Чехов в роли Опискина в сцене из спектакля «Село Степанчиково» по Федору Достоевскому. Латвийский Национальный театр, Рига. 1933 год. Фото: cultobzor.ru
 

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы