Организаторы открывающей новый сезон в Музее уличного искусства выставки "Вспомни завтра" предложили российским стрит-арт- художникам творчески осмыслить тему будущего, поделиться своими надеждами и страхами относительно грядущего. «Вспомнить» у художников получилось, но вот представить, что будет «завтра» – не очень…
На просторном внутреннем дворе Завода слоистых пластиков многолюдно. Публика – модная городская молодежь, еще год назад наводнявшая улицы и бары городов -миллионников, а сегодня слегка потерявшая в численности (рэйбены в кризис не всем стали по карману). На фоне играет бодренькая диджейская музыка, тут и там продаются напитки и уличная еда. Общую атмосферу можно назвать расслабленной и даже летней, если бы не пронизывающий до костей ветер.
Неподалеку от входа, который сложен из морских контейнеров винного цвета, постепенно начинает собираться толпа. Молодежь плотным кольцом окружает невысокого лысого человека в очках с черной оправой – куратора выставки Арсения Сергеева. В руках у него мегафон, звук которого вначале то и дело пропадает. Поборов технические неполадки, группа неуклюже начинает движение вперед.
Первая же композиция на тему будущего не вселяет оптимизма. «Всё, что мы видим – тенденция к лицемерию. Люди должны закрывать лицо, всё держать в тайне», - объясняет куратор скрытый смысл работы Ильи Гришаева. Рисунок, выполненный им в черном и белом цветах, показывает людей, объединенных одной чертой – маской с улыбкой-оскалом.
Следующая работа, к которой направляется группа, внешне выглядит несколько веселее - стена покрыта сочной зеленой травой, а через всю «поляну» протянут яркий транспарант, выполненный в лучших традициях советского дизайна - в красно-белой гамме. Плакат гласит: «Вместе мы силос!».
Из слов экскурсовода становится понятно, что так автор переосмысливает советское прошлое и жизнь внутри системы, прежде всего, опять же старой тоталитарной, советской. Идея работы заключается в том, что, когда все люди вместе, едины и сплочены, в среде неумолимо начинается гниение, и из «травы рождается силос».
Экскурсионная группа из просторного двора перемещается в здание бывшей котельной и попадает на пепелище. Нет, на заводе не было пожара, но художник Андрей Оленев в своей работе «Без названия» решил использовать бревна реально сгоревшего дома.
Композиция посвящена желанию человека вырваться из реальности, которая его не отпускает. На стене – два огромных листа, в которых даны рекомендации по побегу, но слова в этой книге невозможно прочитать. Взгляд «беглеца» устремляется к противоположной от входа стене. Там есть окно, из которого бьет солнечный свет и даже повешена веревочная лестница, но если подняться по ней, то уткнешься в плотную железную решетку. Общий мотив работы созвучен песне группы «Сплин» - «Скоро рассвет, выхода нет…».
Интересной находкой художника стало то, что в огромном помещении, которое олицетворяет реальность, человек показан совсем крохотным. Его заметит только самый наблюдательный посетитель музея.
К слову, миниатюрные рисунки и неброские, но емкие по смыслу фразы, припрятанные по всей территории музея уличного искусства, как раз и создают тот эффект, который дает стрит-арт в реальной урбанистической среде, а не в музее – радость открытия и внезапность разговора, который город начинает со своим обитателем.
Тема размера человека раскрывается еще в одном зале бывшей котельной. При входе в помещение ты сталкиваешься с масштабной композицией, которая при первом взгляде заставляет от удивления раскрыть рот. Огромная фигура ребенка, выполненная из деревянной фанеры, нависает над целым залом, заполненным «маленькими людьми». Общая сцена напоминает не то урок, не то религиозную мессу.
«В жизни всё как в школе, но не факт, что учителя – взрослые люди. Взрослые ведь тоже, по сути, большие дети», - размышляет над увиденным в работе петербургского художника Александра Шишкина-Хокусай Арсений Сергеев.
Куратор продолжает вести людей, раскрывая тонкости мыслей художников, и с каждым его шагом и словом всё понятнее становится общее настроение выставки «Вспомни завтра». Лучше всего его выражает простая огромная надпись «Назад нельзя» и сложная сюрреалистическая работа художника под ником Marat Morik, где показаны «зеркала, в которых мы не видим себя».
Стрит-арт-художники довольно хорошо «вспомнили» прошлое, они увидели его изъяны и отговаривают зрителя к нему возвращаться. Они знают, что назад пути нет, знают, что там тупик. Но вот куда идти, чего ждать от «завтра», на что надеяться, авторы пока сами не понимают. Изображение будущего у них тоже разобрано, размыто, как в разбитых зеркалах, в которых не увидишь себя…
В конце прогулки по обновленной экспозиции музея куратор благодарит всех за внимание и сообщает, что выставка еще будет расширяться и пополняться. После этих слов зародилась надежда, что, может быть, со временем видение «завтра» также четко и точно проступит на стенах музея уличного искусства, как и воспоминания о «вчера».