Во вторник на территории Сирии турецкими ВВС был сбит российский военный самолет Су-24 - Турция заявила, что он пусть и краткосрочно, на нарушил воздушную границу. За несколько лет президент Реджеп Тайип Эрдоган изменил свою позицию к таким нарушениям: в июне 2012 года Сирия сбила турецкий разведчик F-4, якобы выполнявший учебное задание. Эрдоган тогда заявил: "Краткосрочное нарушение воздушной границы никогда не может быть поводом для атаки". На фоне уничтожения Су-24 "Санкт-Петербург.ру" решил написать о трех наиболее известных случаях нарушения воздушного пространства России (СССР), когда, защищая свое воздушное пространство, приходилось сбивать иностранные воздушные суда или не сбивать, проявляя осторожность.
Ракета для шпиона
В разгар холодной войны почти не поддающимся осмыслению стал факт дерзкого нарушения американским самолетом-разведчиком воздушного пространства СССР. Конечно, США и до этого шпионили с воздуха, но скандалом стало появление 1 мая 1960 года в небе над Свердловском самолета U-2C с пилотом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом на борту. Судно заметили в 05:36 в двадцати километрах на юго-восток от Кировабада (Таджикская ССР) на высоте 20 тыс. метров, оно летело глубь территории СССР.
Разведчик с Пауэрсом сбили зенитно-ракетным комплексом С-75, входившим в советскую систему ПВО. Снаряд угодил в хвост U2, пилот выжил. Правительство США сперва отрицало существование самолета-разведчика и заданные пилоту разведывательные цели, но на представленные мировой общественности обломки U2 и выжившего пилота возразить было нечего. Суд был быстрым, пилота приговорили к десяти годам заключения. До 1962 года Фрэнсис Пауэрс находился в советской тюрьме, пока его свободу не обменяли свободу советского разведчика Рудольфа Абеля.
Дерзость шпионажа заключалась в том, что за пять лет до инцидента американский президент Дуайт Эйзенхауэр пытался добиться соглашения о наблюдательных полетах над США и СССР, но предложение было отклонено Никитой Хрущевым. Крушение Lockheed U2 стало подтверждением того, что Эйзенхауэр позицией советского генсека пренебрег и решил проводить наблюдательные полеты в тайном одностороннем порядке. Инцидент осложнил и без того натянутые отношения США и СССР и компрометировал первые.
Фрэнсис Пауэрс на фоне Lockheed U2
Фото: mil.ru
Трагедия южнокорейского "Боинга-747"
Защищая свое воздушное пространство и имея в копилке опыты незаконного вторжения самолетов-разведчиков, в 1983 году СССР сбил южнокорейский "Боинг-747" рейса KAL 007 с 246 пассажирами и 23 членами экипажа на борту. Ужасный случай произошел над Сахалином 1 сентября, причиной для волнений и подозрений со стороны СССР стало то, что судно пролетело над несколькими советскими военными объектами.
"Боинг" компании Korean Air Lines направлялся из Нью-Йорка в Сеул, но свернул с маршрута и нарушил воздушные границы. Для перехвата к судну были направлены два Су-15. Попытки связаться с судном не увенчались успехом, "Боинг" продолжал уверенно следовать на Сахалин. Советское командование приняло решение сбить самолет-нарушитель, и через 40 минут один из Су-15 получил приказ открыть огонь.
Один из снарядов не достиг цели, второй угодил в хвост пассажирского лайнера, и через 12 минут он упал с высоты 9 тыс. метров в море у острова Монерон (Татарский пролив). Никто из 269 человек не выжил. Случившееся стало крупным скандалом, расследование проводила Международная организация гражданской авиации у установила, что "Боинг" отклонился от курса из-за неправильной настройки автопилота и того, что пилоты пренебрегли проверками для уточнения координат. Объяснения военной авиации СССР подтвердили записи с самописцев.
Пассажиры сбитого "Боинга"
Фото: onekorea.ru
Нежданный гость на Красной площади
К концу холодной войны во многих сферах правительство СССР стало более лояльным и совсем иначе отнеслось к появлению нежданного вторженца из дружественной ФРГ Матиаса Руста, который приземлился на Красной площади в Москве в 1987 году.
Юный летчик-любитель вылетел из Гамбурга 28 мая на легком самолете «Сессна-172Б Скайхок». После дозаправки в аэропорту Хельсинки-Малми 18-летний Руст доложил диспетчерам, что направляется в Стокгольм. После этого сообщения связь с пилотом прекратилась. Самолет зафиксировали в направлении к берегу Балтийского моря и потеряли в Сипоо (Финляндия). Возникли подозрения, что "Сессна" потерпела крушение, с чем связывали маслянистое пятное в море.
Однако в это время Матиас Руст перелетал границу СССР вблизи Кохтла-Ярве, направляясь в российскую столицу. Молодой человек изначально запланировал полет в Москву - свой поступок поздней он назвал "призывом к миру". Ориентиром ему служили магнитный компас, озера Чудское, Селигер и Ильмень, а также железнодорожные пути Ленинград - Москва. Самолет видели на советских радарах и даже направляли к нему дежурную авиацию, но сбить "Сессну" так и не поручили - после случая с южнокорейским "Боингом" гражданские самолеты сбивать запретили. Вопреки существующей версии система ПВО не была выключена для профилактики.
В 19:10 Матиас Руст приземлил "Сессну" на Большом Москворецком мосту, "докатился" до собора Василия Блаженного, вышел из самолета и начал раздавать автографы москвичам. Молодого человека арестовали и осудили на четыре года тюрьмы за хулиганство. Через 432 дня гражданина ФРГ амнистировали и отправили на родину.
Фото: afwing.com
Матиас Руст в суде
Фото: ru.wikipedia.org