Впрочем, президенту сети ресторанов "Евразия" Алексею Фурсову ситуация представляется не самой пессимистичной. По его словам, в Петербурге продолжают обслуживать клиентов 126 ресторанов, а на долю закрытых заведений пришлось менее 10%.
"Это только Петербург. Также наши рестораны работают в Минске и Казани, и там остаются одними из самых популярных, - говорит он. - Мы закрыли и, вероятно, закроем только те точки, где арендная ставка несоизмеримо велика в нынешней экономической ситуации".
При этом у 80% тех помещений, которые были закрыты "Евразией, по-прежнему не появился арендатор, отмечает Алексей Фурсов. "Никто не торопится арендовать их по такой стоимости, - подчеркивает он. - Рестораторы оказались в ужасных условиях, которые сейчас больше напоминают "бег с препятствиями". С одной стороны, продуктовое эмбарго, из-за которого взлетела цена на того же лосося, с другой - абсолютно логичное снижение покупательского спроса, посещаемости ресторанов, т.к. многие люди потеряли работу и деньги. И только арендодатели живут как будто в иной реальности, не желая снижать арендную ставку до адекватного ситуации уровня".
В среднем ценник на азиатское меню во многих ресторанах Северной столицы должен подрасти на 10%. Такие планы озвучили как в "Евразии", так и в сети "Васаби". Ситуация должна стабилизироваться, когда будут налажены поставки чилийского лосося, призванного заменить норвежский аналог.
Первые поставки этой рыбы ждут в "Васаби", рассказывала "Санкт-Петербург.ру" в августе гендиректор Дарья Садыкова. По ее словам, поставщики увеличили цены на рыбу на 40%, вынудив переверстать цены в самих ресторанах.
В "Евразии" же планируют остановить снижение покупательского спроса "убойными" спецпредложениями. "Наша прибыль уменьшается, так как цены на продукты растут, но мы уже 13 лет на рынке и за это время приобрели огромный опыт, который нам помогает в экономически сложных условиях", - уверен Алексей Фурсов.
По мнению аналитика инвесткомпании ЛМС Дмитрия Кумановского, суши-рестораны уже переходят в другую категорию. "Если раньше они были ориентированы на массового клиента, то теперь это будут обычные рестораны с соответствующими ценами, - говорит он. - Рестораторы и ретейлеры раньше работали с конкретными поставщиками и проверенным качеством. Теперь же им при самом оптимистичном раскладе необходимо не меньше месяца, чтобы найти достойную замену".
В то же время, напоминает эксперт, собственные запасы рыбы в России подходят к концу. Решить проблему недостатка, по его мнению, могут поставки из Китая и других азиатских стран — прородительниц европейского варианта "суси".
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"