"Вот они чудо платные дороги. И тут не полетаешь, потому что пробки. И никакого удобства за деньги. Как говорится - все для людей", "Супер скоростной ЗСД, пробка 2 км... 70 руб. - 40 минут в пробке", - злорадствовали возмущенные водители в соцсетях, пока стояли перед пропускными пунктами.
Впрочем, дальше случилось неожиданное. "Поднялись шлагбаумы и машины начали ехать — никто ничего не оплачивал, - вспоминает Екатерина Орлова. - Мы сначала даже подумали, что у них сломалось оборудование".
Как пояснили "Санкт-Петербург.ру" в компании-операторе северного участка ЗСД "Магистраль Северной столицы" (МСС), в день пробки пункты взимания платы перевели в режим "зеленого коридора" в направлении от Белоострова к Петербургу.
"Были зафиксированы пиковые отметки интенсивности транспортного потока по направлению из пригородных районов в Санкт-Петербург, в несколько раз превышающие расчетные показатели, - сообщили в пресс-службе МСС. - Оператором автомобильной дороги ЗСД было принято решение в качестве беспрецедентной меры обеспечить кратковременный режим (от 1 до 4 мин) проезда транспортных средств без взимания платы".
В компании не смогли ответить на вопрос корреспондента, будут ли повторяться такие "беспрецедентные меры" в будущем. Но официальная позиция оператора остается прежней — распространение среди автолюбителей транспондеров (электронных устройств) и бесконтактных карт. Они, как подчеркнули в МСС, требуют минимального времени на оплату проезда. Пока же среди горожан пользуется популярностью традиционная форма расчета.
"У меня нет ни транспондера, ни бесконтактной карты. Зачем мне они — я редко езжу по ЗСД. В принципе, времени на оплату проезда уходит достаточно много — около минуты. Пока нашел мелочь, передал кассирше, потом уже открывают шлагбаум, - говорит водитель Алексей. - Основная проблема на ЗСД — когда въехал на трассу, уже не развернуться. Поэтому приходиться стоять. Буду ли в будущем пользоваться ЗСД? Да, но впредь стану смотреть на навигатор. Если там все забито, то я лучше бесплатно постою на Приморском шоссе".
Между тем один из обладателей навигатора, оказавшийся в пробке на ЗСД, выложил в Сеть доказательство непрактичности устройства. Прибор показывал свободную дорогу, хотя перед автомобилем выстроилась солидная очередь из машин. "Такое чувство, что Яндексу проплатил ЗСД, чтобы там не показывали пробки", - предположил пользователь соцсети Алексей Морковин.
Для того чтобы ситуация на северо-западе Петербурга улучшилась, необходимо изменять градостроительную стратегию, уверен эксперт межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин. "По этой же причине скапливаются очереди в достаточно дорогих клиниках. Также и на ЗСД стремятся как можно больше людей — из-за привлекательности "заплати деньги — и промчись", - считает специалист. - Но это говорит о том, что система просто перегружена в этом направлении. Необходимо менять транспортную парадигму, иначе мы захлебнемся в автотрафике".
Спасительный выход для Петербурга, предполагает Владимир Валдин, — появление легкорельсового транспорта и выделенных коридоров для скоростных автобусов. Правда, пересядут ли из личного в общественный транспорт горожане — большой вопрос.
"Изначально таких глобальных пробок на ЗСД не было, - напоминает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов. - Но они стали появляться после введения оплаты на трассе. Видимо, поток машин был спрогнозирован неправильно, и не был проработан механизм быстрой оплаты. Есть мировой опыт, когда существуют скидки на бесконтактные транскодеры, — когда машина совсем не останавливается. Теоретически для этого нужно умение, а может, даже желание".
В пример специалист приводит опыт США, где машины передвигаются по трассе без остановок — датчики считывают номер транспортного средства, а квитанция потом приходит на дом автовладельцу.
Справка
Суммарная длина северного участка ЗСД составляет 26,4 км. Чтобы промчаться по этой дороге, необходимо заплатить 80 руб. Однако магистраль имеет три тарифные зоны, каждая из которых может быть оплачена отдельно.
Отрезок пути между Приморским и Богатырским проспектами стоит 10 руб. Дорога от Приморского проспекта до КАДа дороже - 40 руб. днем (20 руб. ночью). Столько же стоит путь от КАДа до трассы "Скандинавия". Примечательно, что владельцы грузового транспорта обязаны платить гораздо больше: для грузовиков и седельных грузовиков - 180 руб. и 260 руб. соответственно.
Владельцы персонифицированных бесконтактных смарт-карт могут воспользоваться 10% скидками. Автолюбителям, которые приобретут транспондеры, предоставляется 20% скидка, а также возможность ехать по выделенным полосам с буквой "Т".
Алексей Афанасьев, "Санкт-Петербург.ру"