USD 16.04.2024 93.5891 +0.1472
USD ММВБ 08:09 0.0000  
EUR 16.04.2024 99.7934 +0.0670
EUR ММВБ 08:09 0.0000  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

"Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого

В Петербурге с декабря полным ходом начнется газификация общественного транспорта. Но пока нет ни инфраструктуры, ни гарантий безопасности автобусов на голубом топливе.

Первые 30 газовых автобусов прибудут в Петербург в начале следующего месяца. На метан также перейдет и часть коммунальной техники в лице мусоровозов. "Газпром" обещает большие инвестиции в газовую инфраструктуру Северной столицы, а Смольный — землю под объекты. Однако единственная в городе газовая АЗС, открытая в 2012 году губернатором и главой "Газпрома", не работает. Ее функции выполняет соседняя заправка, сохранившаяся с советских времен.

 "Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого

Многотопливная заправка на Пулковском шоссе, 42, которую выспренно открывали в декабре прошлого года Георгий Полтавченко и Алексей Миллер, проработала всего несколько дней. По словам сотрудников станции, почти сразу после торжеств она ушла на ремонт, продолжающийся до сих пор. Точнее, ее "газовая" часть, ради которой АЗС, собственно, и открывали. Сейчас четыре колонки с метаном пустуют, а табло на них не подают признаков жизни. Лишь в октябре в рамках рекламного пробега "Газпрома" "Голубой коридор" на фоне новой и чистой АЗС восьми машинам устроили фотосет. Однако заправили их голубым топливом на соседней и менее фотогеничной АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция), сохранившейся с 1980-х.

 "Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого  "Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого

В "Газпром газомоторное топливо" не смогли оперативно прокомментировать информацию о неработающих метановых колонках на многотоливной АЗС, перенаправив в другую "дочку" компании-монополиста. Подтвердили информацию на "Горячей линии" "Газпром нефть", уточнив ее у работников заправки на Пулковском шоссе. Когда откроется заправка, в службе  ответить затруднились, но обещали узнать. 

Газовый мираж

"Как только — так сразу, - кассир на многотопливной АЗС в разговоре с корреспондентом "Санкт-Петербург.ру" воспроизводит слова руководителей автозаправки. — Начальство обещает, что скоро должно все заработать. Правда, говорят это они уже давно".

Пока же владельцы газовых машин вынуждены заправляться метаном на единственной в городе заправке, к которой ведет разбитая дорога. Нередко на ней выстраиваются в очередь автомобили, среди которых есть и элитные. По словам работников АГНСК, компримированный природный газ набирает популярность — за день в среднем этим видом топлива заправляются до 130 машин.

 "Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого

"Уже полтора года пользуюсь метаном, - говорит Дмитрий Горшков, владелец фургона на газомоторном топливе. — Его и разбавить нельзя, как бензин или пропан. Единственный минус — мощность двигателя уменьшается почти на 30%".

Первое время частыми гостями ветхой заправки, вероятнее всего, будут и 30 новых газовых автобусов. ГУП "Пассажиравтотранс" закупил их еще в октябре за 280 млн руб. В конкурсной документации сообщалось, что баллоны с метаном закрепят на крыше машин, а в их салоны поместят видеорегистраторы, кондиционеры, 3G модемы и оборудование ГЛОНАСС. Курсировать между станцией "Улица Костюшко" и аэропортом "Пулково" автобусы №13 и №39 начнут уже в начале 2014 года. Возможно, вскоре для газовой техники прорубят еще и третий маршрут по Московскому району.

Однако в ГУП "Пассажиравтотранс" признают: еще не все готово для масштабной замены дизельных автобусов экологичными агрегаторами.

"Есть две проблемы. Во-первых, отсутствует соответствующая инфраструктура — в городе, как известно, пока есть только одна газовая заправка. А во-вторых, необходимо переоборудовать автопарки, чтобы они соответствовали правилам безопасности, - говорит пресс-секретарь ГУПа Татьяна Клепикова. - К тому же поменять колеса или помыть автобус мы, конечно, сможем самостоятельно, а вот техническим обслуживанием должен будет заниматься дилер. Пока что проектные работы ремцентра не завершены".

10-миллионные автобусы

До конца 2015 года "Газпром" вложит в развитие газовой инфраструктуры Санкт-Петербурга 1 млрд руб., которые воплотятся в реальность в виде 10 газовых АЗС. По словам пресс-службы "Газпром газомоторное топливо", метановые заправки будут построены в разных частях города, правда, где точно будут находиться данные объекты, пока не уточняется. Продолжается процесс подбора земельных участков. Согласно технике безопасности, газовые АЗС должны быть удалены от жилых зданий. В ГУП "Пассажиравтотранс" подтвердили информацию, что идут переговоры о возможном размещении заправок "Газпрома" на территории государственных автопарков.

До конца 2015 года в Петербурге появятся 10 газовых АЗС


По планам городских властей, к 2015 году половина общественного транспорта (это почти 3 тысячи автобусов) должна будет перейти на метан. Причем чиновники хотят заставить коммерческих перевозчиков самостоятельно закупать газовые автобусы. Это хоть и экологически чистый, но достаточно дорогой вид транспорта - в среднем одна такая машина стоит 7-10 млн руб.

В ОАО "Третий парк" отказались комментировать инициативу чиновников, объяснив, что никакого официального решения пока не слышали. "Одна заправка на город — это не серьезно", - добавили в частной компании. Другие специалисты предсказывают уход с рынка небольших коммерческих перевозчиков, если Смольный в будущем включит в конкурсную документацию подобный пункт.

К 2015 году половина общественного транспорта должна будет перейти на метан


По словам директора компании "Альянс Газсервис" (одно из крупнейших предприятий в городе по установке газового оборудования на автомобили) Константина Иванова, затраты на переоборудованные машины быстро окупаются. К примеру, автобус, по параметрам совпадающий с моделью "ЛиАЗ 5256 МКПП", по примерным подсчетам Константина Иванова, сможет вернуть затраты за год. Единственный минус газового оборудования, по его словам, — дизельные двигатели автобусов не приспособлены работать на метане. Учитывая, что почти весь парк общественного транспорта в городе функционирует на дизеле, то выход из ситуации только один — покупать новую технику.

"Литр" метана за 12 рублей

Метан считается одним из самых дешевых видов топлива. Сейчас в Северной столице кубометр компримированного природного газа (что по энергоемкости равноценно 1,2 литра бензина) обойдется в 12 руб.

"Метан в три раза дешевле бензина, - говорит водитель газового "ЗИЛа" Петр Попов. Его грузовик под стать заправке: кузов изрядно проржавел и накренился. — На сто километров я трачу 500 руб., а если бы пользовался бензином, то тратил бы 1500. За рулем этого грузовика 15 лет и ни разу не было проблем с метаном. Я вообще считаю, что нужно перевести весь транспорт на метан".

Единственный печальный случай, при котором взрыв газовых баллонов с метаном унес жизнь, о котором слышал Петр, случился с его знакомым водителем. Газовый грузовик перевернулся на кузов, стукнувшись баллоном о землю.

"Взрывается все. И самолеты, и поезда, и машины, независимо от того, на бензине они или газе ", - резюмирует Петр.

Блокбастер

За этот год в России случились по меньшей мере два аналогичных инцидента со взрывом газовых автобусов. Первый произошел на День Победы в Москве — тогда взорвался один из газовых баллонов, установленных на крыше "ЛиАЗа". Осколки разлетелись в радиусе 300 м, пострадали проходившие мимо женщина и ребенок. Последствия взрыва напоминали кадры из голливудского блокбастера: искореженный салон, брызги стекла на асфальте, солидная дыра в крыше машины. В Якутске 19 июня на стоянке взлетел на воздух газовой автобус той же марки. В этот раз по счастливой случайности обошлось без жертв. Одна из версий аварии — баллоны перегрелись на палящем солнце.

 "Голубая мечта" Полтавченко: экологично, взрывоопасно и дорого

"В теории газовый баллон может взорваться, но чаще всего такое бывает при заправке. В баллон добавили давление - и он взорвался. Все специалисты, с которыми я говорил, не могут назвать причины взрыва (газового автобуса в Москве. - Прим.ред.). Потому что незадолго до происшествия машина ехала, а с баллонами никаких манипуляций не совершали. Я не знаю, сколько этот автобус (московский) ходил, но он, скорее всего, закупался при Лужкове. А срок годности у баллонов - 15 лет, видимо, он этот срок переработал. Знаю, что по этому поводу завели уголовное дело, но потом его почему-то прекратили, - говорит генеральной директор "Альянс Газсервис" Александр Афанасьев. - Баллоны взрывались не только у нас, но и на Украине, много где еще. Практически во всех случаях это были баллоны Орского завода (ОАО "Орский машиностроительный завод". - Прим. ред.). На мой взгляд, это косяк по производству баллонов. Мы пытались у них купить баллоны, но они не продали. Говорят: "Привезите нам металл - мы все сделаем". Еще компания "Реалшторм" делает баллоны на Ижевске для "КАМАЗа", но у них там маленькое производство, поэтому они работают только для грузовиков. Могут быть еще китайские баллоны, но мы, например, их не закупаем. Раньше автобусы "ЛиАЗ" все комплектовались "орскими" баллонами. Какая ситуация сейчас у них - мне неизвестно".

Альтернативные виды топлива

Появление автобусов на газомоторном топливе в Петербурге приветствует организация Greenpeace, последнее время известная своими акциями против "Газпрома". Но отмечает, что компания-монополист демонстрирует двойные стандарты.

"Газовые автобусы — это, конечно, экологичнее, чем транспорт на мазуте, угле или бензине, - говорит пресс-секретарь Greenpeace России Евгений Усов. - Но больший урон окружающей среде наносит разведка, добыча, транспортировка и обработка природного газа".

В качестве примера более разумной политики Евгений Усов приводит северного соседа — Финляндию. Там общественный транспорт заправляют биогазом. Это тот же самый метан, только полученный в результате брожения органических отходов.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Один из главных аргументов чиновников и газовиков "За" использование голубого топлива — удешевление перевозок. Правда, как отмечают эксперты, ждать снижения стоимости проезда на общественном транспорте не стоит.

"Я не уверен, что из этой идеи (газификация общественного транспорта. - Прим.ред.) произрастет что-то действительно прорывное на петербургской почве. Конечно, газ - дешевый вид топлива. Но пока что нет ни инфраструктуры, ни специализированных ремонтных баз, и в одночасье и бесплатно ничего из этого не появится, - говорит эксперт межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин. - Думаю, это чисто политика, лоббирование интересов газового монополиста. Все это идет с самых верхов, поэтому фактически нашим транспортникам делают предложение, от которого нельзя отказаться".

Идея перевести общественный транспорт на метан зародилась еще в СССР в 1937 году. Тогда же были построены первые газонаполнительные компрессорные станции. В 1990 году производство компрированного природного газа достигло исторического максимума — 1 млрд кубических метров. В Петербурге при Валентине Матвиенко в 2004-2006 годах курсировали несколько экспериментальных автобусов, но тогда сторонников эта идея не нашла. Инновационный транспорт вскоре исчез с городских улиц в неизвестном направлении.

Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"





Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Экономика

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы