Максимальная величина недельной нагрузки для обучающихся 2-4-х классов увеличена на 1 час. Школы с углубленным изучением профильных предметов переходят на 6-дневную учебную неделю. История противостояния сторонников и противников таких нововведений наиболее полно представлена в проекте "Письмо губернатору".
17 мая 2012 утверждены ФГОС старшей школы. С 2013 года школы начнут переходить на двухуровневое образование: базовая средняя школа и профильные старшие классы по выбранной специальности с перспективой на будущую профессию или поступление в вуз.
Сегодня с журналистами проблему "сырых" стандартов обсудили уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, филолог, профессор русской литературы XX века, депутат ЗакСа Александр Кобринский, академик, президент Международной лиги защиты культуры, вице-президент Российской Академии естественных наук Георгий Фурсей, социальный психолог Самуил Шурухт; от комитета образования на встречу с журналистами, увы, никто не пришел.
Агапитова: "Новые стандарты опасны"
"Обсуждение новых стандартов было недостаточным, - призналась Агапитова. - К сожалению, мнение общественных организаций и родителей практически не было учтено. Мы сделали сравнительный анализ новых ФГОС: отрицательных отзывов гораздо больше, чем положительных. Но есть и позитивные моменты: во-первых, стандарты будут приняты не сразу и не сейчас, во-вторых, ФГОС подписаны перед самым уходом прошлого министра образования Андрея Фурсенко, вполне возможно, что новый министр будет более нацелен на диалог".
Уполномоченный по правам ребенка уверена, что данный образовательный эксперимент еще покажет свои минусы и плюсы.
"Невозможно брать стандарты старшей школы отдельно от средней, - уверена Агапитова. - Новые ФГОС очень похожи на то, что сейчас пытаются делать профильные школы, но в профильных учреждениях нет такого строгого ограничения по предметам. Выбрав в 9 классе, например, филологическое направление, в 11 классе ребенок может понять, что это не его, но уже будет поздно, у него нет базы для сдачи ЕГЭ. К 9 классу большинство школьников не могут определиться, кем они хотят быть. Даже студенты 1-2 курсов часто переводятся в другие вузы, что же говорить о школе. В стандартах должен быть предусмотрен индивидуальный подход, корректировки руководства школы, чтобы, например, в 11 классе учащийся мог сменить профориентацию".
Фурсей: "Наше образование развивается по порочной концепции"
"Наше образование развивается по порочной концепции, - считает академик Фурсей. - В СССР у нас было прекрасное фундаментальное образование. Что происходит теперь? МГУ упало в рейтинге чуть не на 200 позицию, а ведь советское образование было одним из лучших. В новых стандартах звучит мысль, что государство не должно влиять на образование. А ведь образование — это наше будущее, на него не должны жалеть денег. Это не сфера услуг, это формирование человека будущего. Современные люди не знают элементарных вещей. В базовых предметах нет астрономии, а ведь мы первые полетели в Космос. На лицо кризис науки и образования. Выход один — назад в будущее, возвращение к корням. Не нужно ничего рушить, нужно просто услышать профессиональное сообщество".
Кобринский: "Новые стандарты лишают выбора"
"Новые стандарты не улучшают, а ухудшают наше образование, - уверяет депутат ЗакСа Кобринский. - Ребенку не дают нормальную образовательную траекторию. Учащийся должен иметь право на выбор: развиваться по профессиональному пути или взять отсрочку. Новых стандартов до сих пор нет на сайте Министерства образования. Они принимались как будто в тайне до принятия "Закона об образовании". Странная система. Как будто на школьниках ставится эксперимент: сначала принимается предзаконный акт, потом уже закон".
Шурухт: "Стратегическая история с реформой образования провалена"
Социальный психолог рассматривает ФГОС через призму указов президента:
"Закон об образовании" внесен в Госдуму, затем утверждается федеральный стандарт образования. И тут до 1 июля указом президента необходимо разработать концепцию математического образования, то есть системная реформа вышла с провалом в области математического образования. Следующий шаг — разработать концепцию оказания помощи талантливым детям и молодежи, то есть масштабная реформа не предусмотрела, что дети бывают талантливыми, и потребовался отдельный указ. Федеральные реформы не готовятся за год. Японцы готовили такую реформу 10 лет. Специалисты говорят, что в ближайшие 10 лет страны начнут конкурировать не из-за нефти, а из-за человеческих ресурсов. Эту планку мы сознательно понижаем. Только по официальным данным, за последние 2 года страну покинул 1 млн 200 тыс. человек. Из указов президента видно, что он вынужден позволить проектный подход к решению стратегических задач".
Все присутствовавшие сошлись на одном: школьное образование должно быть полноценным. "Стране грозит дебилизация", - подытожил Шурухт.