USD 23.04.2024 93.2519 -0.1890
USD ММВБ 19:15 93.3793  
EUR 23.04.2024 99.3648 -0.2149
EUR ММВБ 19:15 99.3560  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Отреставрированная скульптура "Беглый раб" "обрела свободу" в Эрмитаже (ФОТО)

Скульптуру случайно обнаружили в апреле 2010 года в проеме стены.

Скульптурная группа Владимира Беклемишева "Беглый раб", случайно обнаруженная в апреле прошлого года, официально вернулась к публике после полуковекового заточения.  Отрестравированную, выполненную в натуральную величину из тонированного под бронзу гипса композицию выставили в зале N 168 Зимнего дворца Государственного Эрмитажа.

Напомним,  скульптура "Беглый раб" (1891) была обнаружена на площадке второго этажа Церковной лестницы при вскрытии кирпичной кладки стены Восточной галереи во время работ по установке счетчика.

Показать скульптуру сразу после извлечения из проема в стене было невозможно из-за многочисленных утрат и загрязнений. Нижняя половина группы была расколота на многочисленные фрагменты: разбиты плинт, ноги фигур раба и подростка, множество разломов наблюдалось на основании в виде скалы. Среди деталей сразу же привлекли внимание фрагменты с авторской подписью "Владимиръ Беклемишевъ" и надписью "Римъ 189...". Были выявлены крупные утраты: фрагмент плеча правой руки фигуры раба и стопа с частью голеностопного сустава левой ноги фигуры мальчика, которые, к сожалению, не удалось найти; сбиты указательный палец левой руки и большой палец левой ноги фигуры раба. Также предстояла большая работа по восполнению утрат вдоль кромок разломов плинта, скалы и драпировок.

Для приведения памятника в экспозиционное состояние потребовалась длительная реставрация. В результате было принято решение о необходимости демонтировать разбитый памятник на месте, так как перемещение скульптуры в таком виде не представлялось возможным. Сборка скульптурной группы являла более сложную задачу, поскольку от данной операции зависело восстановление уникальной авторской модели. Точность стыковки разбитых фрагментов должна была обеспечить правильность восполнения утрат.

При восполнении утраченных деталей и фрагментов применялись традиционные приёмы и методы создания гипсовой скульптуры, отличимость реставрационных дополнений от памятника достигалась за счёт более обобщённой фактурной обработки. А тонирование восполненных фрагментов и утрат красочного слоя завершило реставрацию скульптурной группы, вернув памятнику целостность и экспозиционный вид.

 Отреставрированная скульптура "Беглый раб" "обрела свободу" в Эрмитаже (ФОТО)

Автор скульптуры, Владимир Александрович Беклемишев, окончил Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, в 1888-1892 годах был пенсионером Академии художеств в Париже и Риме. Скульптурную группу "Беглый раб" художник исполнил в Италии. За свои пенсионерские работы "Христианка первых веков" (1891), "Как хороши, как свежи были розы" (1892) и "Беглый раб" (1891), показанные на выставке в Императорской Академии художеств в 1892 году, Беклемишев был удостоен звания академика. В своём творчестве скульптор часто обращался к литературным образам, получившим широкое признание и нашедшим отклик в сердцах читателей, переводя их с литературного языка на язык пластики.

По мнению исследователей, литературный прототип есть и у "Беглого раба" - это вырвавшийся на свободу мулат Джон Гаррис и его маленький сын Гарри из "Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу. Группа "Беглый раб" с честью представляла русское искусство на Всемирной Колумбовой Выставке в Чикаго (США) в 1893 году, посвященной 400-летию открытия Америки Колумбом, вместе с живописными полотнами И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова.

После выставки "Беглый раб" вернулся в Академию художеств. Долгое время скульптура являлась личной собственностью В.А. Беклемишева, подарившего ее Музею Академии художеств в 1918 году. В 1930 году скульптурная группа была передана в Государственный музей Революции, занимавший в то время часть помещений Зимнего дворца, в одном из залов которого она несколько лет экспонировалась. После войны музей Революции получил собственное здание - особняк М.Ф. Кшесинской, куда должен был переместиться и "Беглый раб", который из-за своего неудовлетворительного состояния был оставлен в Зимнем дворце.

22 февраля 1947 года скульптуру замуровали в проеме между стенами Восточной галереи и Церковной лестницы Зимнего дворца, о чем свидетельствуют найденная записка и фотография с подписью (переданы в Архив Государственного Эрмитажа).

Таким образом, "Беглый раб" провел в неволе более полувека, считаясь специалистами утраченным.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы