В декабре 1923 года Н.К.Рерих вместе с семьей прибывает в Индию. Они посещают культурные центры — Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, и затем направляются на север, к Гималаям. Семья останавливается в небольшом индийском княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Бутаном. Здесь находятся высочайшие горные вершины, достигающие 6-8 тысяч метров, в том числе знаменитая Канченджанга. Вдохновленный красотой и величием древнейших гор планеты, Николай Константинович пишет ряд картин, посвященных Гималаям, "обители снегов". Позже он напишет: "Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор".
В Сиккиме Рерихи изучали местные обряды, посещали древние монастыри, беседовали с ламами, записывали легенды и предания. Николай Константинович находит удивительное сходство в сокровенных сказаниях разных народов, например, священная для каждого жителя Азии заповедная страна Шамбала по описанию похожа на Беловодье, или Чудь алтайцев. За каждой из этих легенд стоит вера в то, что существует на земле место, скрытое от мира, где живут святые и праведные люди, трудами и молитвами несущие помощь всему человечеству. В горах Рерихи неоднократно встречали высеченные в скалах огромные изваяния Майтрейи — будды будущего. В древних буддийских текстах нашли повествования о грядущей великой битве между воинами света и силами зла, после которой наступит Эпоха Майтрейи — время, когда на земле воцарятся мир, справедливость и гармония.
Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича. В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: "Его страна", "Гималаи", "Знамена Востока", "Майтрейя". Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В "Листах дневника" художник соглашался с данным его искусству определением "героического реализма". "Рерих признавался, что не любит натурализм — антипод реализма, искусство, не отображающее сущность вещей. И как бы мимоходом добавлял: "Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение". Перед нами неожиданно раскрывается символистская программа: реализм отображает жизнь, но это лишь исходная позиция; чем дальше идет проникновение в сущность вещей, тем сильнее "восхождение". (В.Володарский, "Рерих").
На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников. Легенды и предания передаются не в застывшем, классическом виде, но, переосмысленные художником, предстают перед зрителями живыми рассказами о реально существовавших, ходивших по земле и творивших подвиги, героях минувшего. И вот уже стирается грань времени, и кажется, что не когда-то давно, но сейчас мчатся всадники, выполняя приказ Учителя, идут по горным тропам путники, несущие важную весть, стоят на дозоре воины, готовые в любой момент отразить нападение тьмы, и по скалистой тропе спускается белый конь, несущий на спине сокровище мира — Чинтамани.
Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность. "Палитра Рериха кажется неисчерпаемой — от глубоких бархатистых синих тонов до пурпурных, золотистых, серебристо-"лунных" отливов, невыразимых словами оттенков. Он использует излюбленные на Востоке контрасты чистых, не смешанных красок, по-европейски утонченно разрабатывает нюансы одного и того же тона, добивается глубокого свечения многослойных наложении цвета". (В.Володарский, "Рерих").
Представленные в Индии, картины имели огромный успех, а значительно позднее, когда, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, его сыновьям удалось организовать выставки в СССР, они стали сенсацией и откровением для советской публики.
В "виртуальной галерее" будут представлены несколько картин из серии "Его страна", созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Позднее художник обращался к сюжетам серии, и мы имеем возможность увидеть различное цветовое и композиционное решение одного и того же замысла.
Первая картина серии - "Жемчуг исканий".
#imglib#4495#c
Не случайно картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница в творчестве Николая Рериха. "На картине изображены гуру (учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той самой единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий не для одного себя умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным "мастером гор".