Результатом этой поездки стала первая в России целенаправленно созданная серия архитектурных этюдов с натуры, включавшая в себя около 90 работ, названных С.Эрнстом "Пантеоном нашей былой славы".
Николай Константинович задумывал в этой серии запечатлеть грандиозную каменную летопись, в которой отражены история страны и величие духа ее народа. Художник блестяще справился с этой задачей, сумев выразительно передать величественную строгость очертаний творений древних зодчих, гармонию архитектурных форм, особенности стиля далеких эпох. Уверенные широкие мазки кисти подчеркивают монолитность форм, массивность, и как бы воссоздают неровную кладку стен, шероховатость штукатурки.
Работы были представлены на специальной выставке "Памятники художественной старины" зимой 1904 года. Они имели большой успех, и правительство решило приобрести всю серию для Русского музея. Однако, разразившаяся русско-японская война помешала этому начинанию.
Дальнейшая судьба серии сложна и трагична. В 1906 году стараниями коммерсанта Гринвальда была подготовлена большая выставка картин выдающихся русских художников для демонстрации в Америке. Среди 800 работ были и 75 картин Рериха, в основном из архитектурной серии. Коммерсант не заплатил вовремя необходимую пошлину, картины были конфискованы и выставлены американской таможней на торги. Русское правительство не нашло возможным помочь художникам, произведения были проданы с аукциона и разошлись по коллекциям США и Южной Америки.
Картины архитектурной серии представляют в настоящее время большую ценность, так как многие запечатленные Николаем Рерихом на полотнах архитектурные ансамбли безвозвратно погибли в катаклизмах двух мировых войн.
Путешествие "по старине" имело большое значение для Рериха. Оно не только углубило его представления о сокровищах русской культуры, но и потрясло бедственным состоянием памятников старины. Николая Константиновича волновали не только разрушения древних церквей, монастырей, архитектурных комплексов, но и безграмотные реставрации, зачастую искажавшие исторический облик памятников.
Со всей устремленностью просветителя он выступил за их охрану от "тихих погромов" и приведение в порядок. Н.К. Рерих пишет ряд статей, в которых одним из первых поднимает вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Мы представляем следующие картины архитектурной серии: "Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря", "Печоры. Монастырские стены и башни", "Изборск. Крест на Труворовом городище", "Смоленск. Крыльцо женского монастыря" и "Ростов Великий".
Первая картина серии "Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря" написана художником в 1903 году.
#imglib#4383#c