USD 28.03.2024 92.5919 0.0174
USD ММВБ 15:06 92.3193  
EUR 28.03.2024 100.2704 -0.1417
EUR ММВБ 15:06 99.7830  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Новый футбольный стадион: популизм или выгодное капиталовложение?

09 Июля 2009, 16:07

Новая футбольная арена, которая ударными темпами возводится на Крестовском острове, ожидается буквально всеми — функционерами, футболистами, конечно же, болельщиками. Ожидается настолько, что чаша терпения, порой, кажется переливается через край.

Новая футбольная арена, которая ударными темпами возводится на Крестовском острове, ожидается буквально всеми — функционерами, футболистами, конечно же, болельщиками. Ожидается настолько, что своеобразная чаша ожидания порой, кажется переливается через край и выливается этот процесс в какие-то странные и абсурдные вещи. Но обо всем по порядку.

В конце июня губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко провела рабочее совещание, посвященное ходу строительства стадиона. Заверила, что спортивное сооружение будет введено в эксплуатацию в оговоренный срок, а именно — в ноябре 2010 года. Губернатор города отметила, что проект - глобальный и было бы неплохо, чтобы вопрос о том, как будет называться будущий стадион, решали сами петербуржцы. Реакция не заставила себя ждать. Первыми пропиариться на теме футбольного стадиона решили, конечно же, политики. Со своим предложением выступили представители КПРФ, посчитав, что новая арена должна сохранить имя бывшего на этом же месте стадиона им.С.Кирова.

Затем, на прошлой неделе в городском спорткомитете на специально созванном брифинге для журналистов торжественно объявили — имя новому футбольному стадиону будут придумывать всем миром.  "Мы предлагаем всем петербуржцам принять участие в этом конкурсе", - озвучил идею председатель спорткомитета Вячеслав Чазов. Он добавил, что конкурс продлится до 15 декабря, а итоги ему подведет целая комиссия с участием чиновников и звезд спорта.

На первый взгляд, прекрасная идея. Глобальный проект, народное голосование — очевидные симптомы открытости к населению местных властей. Все хорошо, если бы не одно, но очень важно "но!".

Редакция "Санкт-Петербург.ру" провела небольшое исследование по мировой практике переименования стадионов (а таковых случаев наблюдается в истории немало). Самое главное, что процесс переименования спортивных сооружений, в развитых странах поставлен не на популистские рельсы, а на  разумную коммерческую основу. Ведь продажа названия стадиона потенциальному спонсору может принести серьезные дивиденды в бюджет владельца спортивного сооружения.

Кто может приобрести права на присвоению стадиону названия? Разумеется, право на первоначальное название стадиона принадлежит владельцу. Однако, при долгосрочной аренде стадиона, вполне допускается, что право переходит арендатору.  В случае со строительством стадиона для "Зенита", весь участок земли, на которой возводится новая арена, закреплен в оперативном управлении у ОАО "Стадион им.С.М.Кирова" - дочернем предприятии городской администрации. Соответственно, новый стадион будет в собственности города, однако управлять футбольной ареной, скорее всего, будет ФК "Зенит". Эту схему сейчас отрабатывают на СК "Петровский" - формально арена принадлежит городу, но в данный момент передана в управление ОАО "ФК "Зенит". Возвращаясь к общей практике передачи прав на название спортивного объекта, отметим, что в спонсорском договоре также могут обговариваться иные условия, в частности право на переименование стадиона, которое может быть передано ключевому инвестору реконструкции стадиона.

Среди европейского опыта можно выделить Германию, где уже многие стадионы Бундеслиги имеют свои спонсорские названия и никто из болельщиков или представителей спортивной общественности не считает это зазорным. Одним из первых по продаже прав на название стадионов стал город Штутгарт. В 1993 году во время полной реконструкции крытого стадиона к чемпионату мира по легкой атлетике права были проданы штуттгартской компании "Daimler - Benz AG" за 3,58 млн. евро на неопределенный срок. Остальные немецкие клубы, наглядно оценив всю выгодность подобного коммерческого проекта, по цепной реакции поступили аналогичным образом. Один из грандов немецкого (да можно сказать, что и мирового) футбола, прекрасно знакомый петербургским болельщикам, "Бавария Мюнхен" совместно с компанией "TSV Мюнхен" продали права на переименование футбольного стадиона компании "Мunchener Allianz AG " за 92 млн. евро. Срок контракта составляет 15 лет с правом продления еще на 5 лет. Сейчас это один из самых современных футбольных стадионов мира, который носит спонсорское название "Альянц-Арена".

Основная суть в торговле правами на название стадионов заключается в том, что это является долгосрочным вложение капитала. Тем более, если речь идет о новых стадионах. Понятно, что есть такие маститые, как английский "ОлдТраффорд" или итальянский "Сан-Сиро" с богатой историей, где процесс переименования может вызвать волну негодования у общественности, но если уж спортивный объект возводится "с нуля", то, что мешает его название продать спонсору? Особенно в наши сложные экономические времена. Это довольно выгодное коммерческое предложение в мире футбольного бизнеса. Не секрет, что продажа клубной атрибутики, даже у петербургского "Зенита", продукция которого пользуется большим спросом, не является высокодоходной частью бюджета. Впрочем, в нашем частном случае, речь идет даже не о бюджете клуба, а о городском.

Рассматривая эту ситуацию с разных сторон, ясно, что нельзя не учитывать мнения ветеранов футбола, болельщиков, да и просто чтить историю родного клуба. Но и в этом случае можно найти обоюдовыгодное решение. Например, название стадиона будет закреплено за титульным спонсором, а непосредственно трибуны, вместо безликих географических наименований "северная-южная, восточная-западная", могут быть названы в честь прославленных футболистов или тренеров петербургского футбола (и вот уже тут вполне логично было провести народное голосование — кого люди считают достойными быть увековеченными в памяти болельщиков).

Возвращаясь к мировому опыту, отметим, что торговля правами на название стадионов, не ограничивается одним только футболом. Например, в США, арена хоккейной команды "Колорадо" называется "Pepsi Centre". В этом свете, как-то сразу вспоминается петербургский Ледовый дворец, который до сих пор не имеет спонсорского названия. Это вроде бы и хорошо, мол, и так в повседневной жизни рекламы хватает, так хоть на Дворце нет коммерции. Но это верно лишь с одной стороны. С точки зрения грамотного менеджмента — это большой минус. Название для сооружения подобного масштаба за рубежом бы продали за большие деньги, да еще и на десяток лет вперед. То же самое можно было сделать и с Ледовым, причем еще на стадии его строительства, благо возводился он аккурат под хоккейный чемпионат мира. Вот и получилась бы дополнительная прибыль в бюджет города, который в этом году старательно секвестируют.

Если детально изучить эту любопытную коммерческую сферу, то можно увидеть, что за границей уже давно пользуется спросом не только продажа прав названий спортивные объекты, но даже "идут с молотка" наименования каких-то отдельных мероприятий или соревнований. Парадокс, но почему-то, когда у нас хотят сделать какую-то гадость, то "притягивают за уши" мифический зарубежный опыт, а когда можно применить что-то действительно полезное, то, как будто и не знают про это.

Остается надеяться, что власть имущие все-таки обратят внимание на суть вопроса и постараются решить его с пользой, как для города, так и для футбольных болельщиков. В любом случае, "Санкт-Петербург.ру" продолжит следить за развитием ситуации.

Денис ПЕТРОВСКИЙ

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Архив

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы