Диана, балерина Вашего уровня испытывает волнение, выходя на сцену?
Я думаю, дело не в уровне. Естественно, адреналин подступает, но артист должен его контролировать, чтобы слушались ноги и работала голова. Волнение есть всегда, без него нельзя выходить на сцену. Тогда не будешь наполнен эмоционально. Каждый спектакль первозданен, и сколько бы ты не репетировал, не знаешь, как все пойдет на сцене: очень важно внутреннее состояние, настроение, ноги, костюм, грим, и поэтому каждого выхода ждешь с волнением. Танцуешь по—разному каждый акт, не говоря уже о спектакле.
А что Вам требуется, чтобы правильно настроиться, и спектакль удался?
Нужно, чтобы меня оставили в покое, не трогали за день до спектакля, немного работать, немного разговаривать с людьми. До спектакля мне необходимо наполниться энергией, чтобы на сцене хотелось делать то, что отрепетировано. Всегда должен быть новый заряд, поэтому днем обязательно нужно поспать. Если этого не удается, я очень уставшая.
Но ведь бывают ситуации, когда спектакли идут нон-стопом.
Конечно, бывают. В Питере, например, танцевать намного сложнее. Тут сцена диктует свои правила, и климат давит. На гастролях другой ритм жизни. Там тебя не отвлекают бытовые мелочи, ты весь погружен в репетиции, другая система работы и другое внутреннее состояние. Там могут быть даже генеральные прогоны прямо в день спектакля, но настраиваться легче.
То есть, в Питере стены не помогают?
Они всегда требуют максимальной отдачи. Может, этим и помогают: не дают спуску. Например, если классику не танцевать, то расслабляешься. Также и стены Мариинки склоняют к тому, чтобы ты максимально раскрылся. Иначе ничего не получится.
А перед кем выступать приятнее: перед русским или заграничным зрителем?
Зритель есть зритель. Для любого зрителя приятно танцевать. Но они во многом отличаются: по-разному хлопают, принимают. Пока наш зритель раскачается, полспектакля пройдет. Дома я нечасто танцую, здесь меня ждут и уже за год спрашивают, когда и что. В России публика очень требовательная, просто так хлопать не будет. А за границей более легкая и открытая. Там само понятие "русский балет" приводит зрителей в восторг.
Вы бы посоветовали маленьким девочкам идти в балет?
Если мне самой дали возможность вернуть время назад, не думаю, что я бы заново пошла в балет. Это очень трудно. Но как можно не советовать девочкам, если им нравится танец? Ради него стоит жить. Балет можно сравнить с любовью. Разве любовь бывает сладкой? Также и здесь — если хочешь результата и творческого пути, то должен понимать, что жизнь будет не для удовольствий. Я бы мужчинам не посоветовала идти в балет, потому что это не мужская профессия. А для девушки балет - прекрасно.
Что самое яркое в Вашей профессии?
Неугомонность и движение вперед. Мне педагог говорит: "Ну что еще можно сделать? Уже все!" Нет - каждый раз в партии находится что-то новое. Нет предела совершенству. А когда находишь потенциал раскрывать в себе все большие и большие грани — это самое значимое в профессии.
А что самое трудное?
Ежедневный жестокий труд. И почти невозможность совмещать балетную жизнь с той, которая вне творчества. Очень трудно бывает переключаться. Но когда мир твоего творчества больше, чем реальность, это счастье.
Диана, у Вас недавно была травма ноги. Как сейчас себя чувствуете?
Уже восстановилась. Врачи меня поставили. Все очень переживают, хотят видеть меня на сцене, поэтому делают все возможное и невозможное, и это очень приятно.
Вы позволяете себе отпуск?
Да, обязательно. Я и между спектаклями стараюсь делать паузы. Но с отдыхом не получается. Все время думаю об этом. Травма ведь тоже была не случайна: жуткий перегруз. Я тогда готовила новый проект, работала и на Россию, и на Америку без перерыва, поэтому так получилось. И чем больше хочешь танцевать, тем больше нужно думать о том, как восстанавливаться.
Если бы Диана Вишнева не была балериной, кем бы тогда она была?
Каким-нибудь бухгалтером или экономистом (смеется). Творческий потенциал я все равно бы куда-нибудь применила, потому что если он есть, его невозможно держать в себе. Но я рада, что я балерина, ведь мне не так легко все давалось.
А после балета какой видите свою жизнь?
Ребенка хочу… И отдохнуть хочется. Не загадываю на будущее. Конечно, хотелось бы свою труппу или просто людей рядом, с которыми мы бы вместе создавали спектакли. У меня большая западная карьера, поэтому можно придумать что-то совместное. Это было бы очень здорово. Классику можно танцевать ограниченное количество времени, но танец вечен, просто нужно находить другие формы. Как в "Чайке" Чехова: "надо искать другие формы".
Вы Диана-охотница или Диана, легко попадающаяся в чужие сети?
А Диана не может попадать в сети. Она как раз всех превращает в оленей, кто ее увидит (смеется). Нет, наоборот, если я доверяю человеку, то бываю очень открыта, иногда даже во вред себе. А на работе и в театре я всегда очень жесткий человек, очень требовательная и к себе и к другим, поэтому разным людям могу показаться разной. Но в общем со мной не забалуешь, и все это знают. Я не люблю тратить попросту время и очень тщательно настраиваю всех на тот же лад.
Беседовала Александра БОЙКОВА