USD 17.04.2024 94.0742 +0.4851
USD ММВБ 19:15 94.4027  
EUR 17.04.2024 99.9341 +0.1407
EUR ММВБ 19:15 100.1975  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Трамвайная столица - миф Санкт-Петербурга?

15 Октября 2008, 17:52

Можно ли сегодня город на Неве назвать трамвайной столицей мира? С тех пор, как в Петербурге началось регулярное движение трамваев в 1907 году, многое изменилось. Видов общественного транспорта стало больше, но потребность в трамвае не уменьшилась. Правда, судьба трамвая в городе, который еще несколько лет назад гордо носил титул "трамвайной столицы мира", остается весьма неопределенной.

Можно ли сегодня город на Неве назвать трамвайной столицей мира? С тех пор, как в Петербурге  началось регулярное движение трамваев в 1907 году, многое изменилось. Видов общественного транспорта стало больше, но потребность в трамвае не уменьшилась. Правда, судьба трамвая в городе, который еще несколько лет назад гордо носил титул "трамвайной столицы мира", остается весьма неопределенной.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в одной из передач "Диалог с городом" заверила, что трамвайное движение в Северной столице будет только развиваться. Так, уже составлена большая программа, стоимостью более 120 млрд руб. для развития электрического наземного транспорта. Как подчеркнула губернатор, трамваи хочется сделать бесшумными, комфортными и с перспективой серьезного развития.

В Комитете по транспорту корреспондента "Санкт-Петербург.ру" заверили, что в целях совершенствования подвижного состава город намерен в будущем году существенно расширить круг поставщиков трамваев, не исключено и появление участников европейского рынка подвижного состава. Также продолжается реконструкция традиционных трамвайных маршрутов:  в этом году заканчивается реконструкция Бухарестской улицы, а на 2008 год запланирован ремонт Дальневосточного проспекта. Активно реконструируется  и контактная сеть на участке от проспекта Стачек до Петергофского шоссе.

Только вот про реальное сокращение трамвайных путей  в Комитете предпочитают не говорить.

И когда  с карты города исчезают трамвайные пути, а маршруты сокращаются, невзирая на потребности растущего города, трудно поверить заявлениям об улучшении ситуации. Только за последнее время трамвайные пути были демонтированы на Петроградской и Гребной улицах, Крестовском проспекте, улице Глинки, Театральной площади и на мосту Лейтенанта Шмидта (Благовещенский мост). Этот перечень, к сожалению, можно продолжать.

Согласно официальным данным Комитета, протяженность путей, по которым пролегают маршруты трамваев в Петербурге, составляет 650 км. Только вот чиновники Смольного, как это часто бывает, реальную цифру незаметно увеличили в два раза,  посчитав путь движения трамваев в обе стороны. Хотя во всем мире считают только эксплуатационную длину маршрута. Таким образом, с учетом фактически неиспользуемых трамвайных линий, по данным сайта "Геоинформационной системы независимого эксперта", реальная протяженность трамвайных путей в Петербурге сегодня составляет лишь 228 км. А это только четвертая позиция в рейтинге "самых трамвайных городов" после итальянского Милана, австралийского Мельбурна и немецкого Лейпцига.

В 70-80-е годы, когда только появился термин "трамвайная столица мира", протяженность трамвайных линий Петербурга составляла 320 км. Вначале 90-х эта цифра несколько выросла, а потом начался обратный процесс. Более сотни километров маршрутной сети было уничтожено за период с 2001 по 2007 годы. Причем на последние три года приходится пик демонтажных работ.

Но главной угрозой для петербургского трамвая стало закрытие трамвайных парков. Именно для получения выгодных участков территории демонтируются трамвайные пути, а потом заявляется о ненужности трамвайного парка в этой части города. Ни для кого не секрет, что территория таких обособленных структурных подразделений инвестиционно привлекательна. В 2003 году были упразднены трамвайный парк №4 и трамвайный парк №6. Спустя четыре года на месте четвертого парка начались работы по сносу зданий и сооружений, а на территории шестого строится жилой дом. Старейший трамвайный парк №2 на Среднем проспекте Васильевского острова, который работал даже в дни блокады, полностью прекратил эксплуатационную деятельность с 15 января 2007 года.

В результате сейчас в Петербурге работают только те трамвайные парки, чье месторасположение пока не представляет интереса для коммерческих организаций, поскольку они находятся на окраинах города. В трамвайном парке №3 корреспонденту "Санкт-Петербург.ру", сообщили, что через 2 года их собираются расформировать и перевести в новый строящийся трамвайный парк в район  Ржевка - Пороховые. Похожая ситуация  и с трамвайным парком №1. Его решено перенести за черту города, а землю выставить на торги.

В Комитете по транспорту заверяют, что в "программе развития городского электрического транспорта" совершенствованию трамвайного движения уделено немалое место. Помимо строительства нового парка на Ржевке, также обсуждается создание трамвайного парка в Купчино. Главная цель такого строительства - выведение "устаревших парков" из жилых массивов города. Еще немного, и цель городского правительства будет окончательно достигнута. Очевидно, что, выводя все трамвайные парки из центральных районов на периферию, город получает сиюминутную выгоду от продажи дорогостоящей земли, но при этом значительно усугубляет возможные перспективы развития общественного транспорта в будущем.

Хотя, возможно, в Смольном и не думают о перспективах трамвая в Петербурге. Председатель Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Александр Дацюк не раз заявлял, что трамвай - очень дорогой вид общественного транспорта и целесообразен он только там, где есть большие пассажиропотоки. Только вот в большинстве европейских городов трамваи ходят именно в центре города и крайне популярны как среди горожан, так среди туристов. В Петербурге же трамвай уже давно обрел имидж транспорта для пенсионеров.

Сегодня Санкт-Петербургу, потерявшему лавры трамвайной столицы мира, грозит транспортный коллапс. Трамвайные пути демонтируются под давлением инвесторов и автомобилистов. Рельсы на улицах города вызывают злость  у части граждан, не пользующихся электротранспортом. Но сложно отрицать тот факт,  что в то время как автомобилист  стоит в пробках, трамвай значительно экономит время пассажиров. Да и сложно представить себе улицы Северной столицы без трамвая, который давно стал характерной особенностью города, одним из его символов, и который еще можно успеть сохранить.

P.S. Вот уже больше года по проспекту Просвещения по юбилейному маршруту №100 ходит трамвай с новыми вагончиками. Его средняя скорость увеличена по сравнению с среднегородской с 15 км/ч до 30 км/ч. И пассажиры "юбилейного трамвая" тратят на дорогу, в среднем, на 6 минут меньше, чем прежде. Только вот рекорд скорости до сих пор так и не побит, "юбилейный" трамвай лишь вернул себе утраченное некогда преимущество.

Константин ГАФНЕР



Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Архив

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы