USD 16.04.2024 93.5891 +0.1472
USD ММВБ 12:09 94.0924  
EUR 16.04.2024 99.7934 +0.0670
EUR ММВБ 12:09 99.8722  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Летные характеристики пассажирского самолета Ту-154

23 Августа 2006, 16:32

Ту-154М (Ту-164) - модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II, конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%).

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолетом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности. Проектное задание ставило задачу создать самолет, равный по дальности и надежности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено 6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания самолета продолжались около 5 лет.

Инциденты с пассажирскими самолетами Ту-154 в 1991-2006 гг

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П.А.Соловьева. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий - внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолета трехстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трехлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трехщелевыми закрылками (на Ту-154М - двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор "Гроза-154", навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.

Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов (с целым рядом свойств третьего поколения). На нем впервые в практике отечественного гражданского самолетостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трехкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трехосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остекленного носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолета на движущейся карте. Избыточная тяговооруженность (также примененная впервые) дала высокую безопасность полета и экономию топлива (двигатели в крейсерском полете работают на пониженных режимах). Самолет может продолжать полет при отказе одного двигателя на любом этапе полета без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролетным шумам.

Ближайшим аналогом самолета является американский "Боинг-727" (первый полет в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров "Боинг" в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка на грунт у "Боинга" составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 - 17-19 т, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолеты данного типа.

Первым в Аэрофлоте новый самолет стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.Багмут).

Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация - Ту-154М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2005 года. Всего изготовлено 926 самолетов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию и др.

Модификации самолета:

  • ЛЛ-154 - летающая лаборатория для отработки элементоп программы "Буран" и подготовки космонавтов. Отличался усиленной хвостовой частью фюзеляжа и составом оборудования. Вместо штатного места правого летчика установлен пост управления "Бурана". Может выполнять полет в автоматическом режиме. Переоборудовано 5 самолетов различных модификаций.
  • Ту-154 - первый серийный. Выпускался в 1970-1974 годах.
  • Ту-154А - доработанный. Отличался двигателями НК-8-2У, совмещенным управлением механизацией крыла и стабилизатором. Взлетная масса увеличена до 94 т. В 1974-1975 годах изготовлено 78 самолетов.
  • Ту-154Б - модернизированный. Отличался усиленным планером, дополнительным топливным баком, улучшенной эргономикой кабины, увеличенным ресурсом. Взлетная масса возросла до 98 т. Выпускался в туристическом летнем (152 пассажира) и зимнем (144) вариантах. Изготовлено 486 самолетов. В 1975-1980 годах в вариант Ту-154Б переоборудованы ранее выпущенные Ту-154 и Ту-154А.
  • Ту-154Б-1 - доработанный. Отличается системой кондиционирования и конструкцией шасси. Салон рассчитан на 160-169 пассажиров. Разработан в 1977 году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-1.
  • Ту-154Б-2 - доработанный. Отличается составом радиоэлектронного оборудования и усиленным шасси. Салон рассчитан на 180 пассажиров. Разработан в 1978 году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-2.
  • Ту-154М (Ту-164) - модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II, конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%). Разработан в 1978-1982 годах Куйбышевским филиалом ММЗ "Опыт". Первый полет состоялся в 1980 году. В 1984-2001 годах изготовлено 320 самолетов.
  • Ту-154М-ЛК-1 - "салон" на базе Ту-154М. Оборудован спецсвязью.
  • Ту-154М-ОН - самолет для программы "Открытое небо" (проект).
  • Ту-154М-100 - модернизированный. Отличается цифровой авионикой и обрудованием салонов. Разработан в 1994 году. Выпускается с 1997 года. 3 самолета поставлены в Словакию.
  • Ту-154Р - самолет радиотехнической разведки. В Китае переоборудовано 4 самолета.
  • Ту-154С (Ту-154Т) - грузовой. С 1982 года переоборудуютя Ту-154А и Ту-154Б (переоборудовано не менее 9).
  • Ту-155 (ЛЛ Ту-154) - опытный с двигателем НК-88, работающем на жидком водороде (впервые в мире). Первый полет 15 апреля 1988 года.
  • Ту-156 (Ту-156С) - грузовой на сжиженном природном газе. Отличается топливной системой, двигателями НК-89.

Летно-технические характеристики

Двигатели Ту-154Б Ту-154М
Взлетная тяга, кгс НК-8-2 Д-30КУ-154
Габариты, м: 3х10500 3х11000

размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа

37,55
47,9
11,4
3,8
37,55
48,0
11,4
3,8
Площадь крыла, м2 201,45 202,0

Масса, т:

пустого
взлетная нормальная
посадочная максимальная

52
98
78
53
102
80
Масса коммерческой нагрузки, т 18 18
Запас топлива, т 39,75 39,75
Количество пассажиров, чел. 152-180 152-176

Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

950
850
935
850
Максимальное эксплуатационное число М 0,88 0,86
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой, км 2800 3500
Практический потолок, м 12100 12100
Крейсерская высота полета, м 11900 11900
Длина разбега, м

пробега, м

2300
1000
2300
1000
Экипаж, чел. 4 4

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Происшествия

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы