USD 20.04.2024 93.4409 -0.6513
USD ММВБ 18:09 93.1719  
EUR 20.04.2024 99.5797 -0.9519
EUR ММВБ 18:09 99.4381  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Почему «Матильда» для нас не чужая?

Историк Павел Лурье - об идеологической связи фильма «Матильда» с российскими фильмами и русской литературой.

Из-за новостей последних недель складывается ощущение, что с выходом на экраны «Матильды» в одночасье осыпятся все духовные скрепы. Это вовсе не так, поскольку байопик Алексея Учителя является логическим продолжением классической русской литературы. И крамольного в драме не больше, чем в любом современном фильме о Великой Отечественной.

«Матильда» получила феноменальную пиар-поддержку за много месяцев до премьеры. Ее обсуждают иерархи православной церкви, чиновники, прокуроры, а общественность выражает одобрение или порицание фильма хэштегами #яидунаматильду и #стопматильда. Безусловно, за первый прокатный уикенд историческая драма соберет громадную кассу. И если бы не знакомый по книгам сюжет, «Матильда» могла быть вехой в российском кино.

Байопик про Николая II полностью соответствует идеологическому паттерну, принятому в российском кинематографе. Чтобы доказать утверждение, рассмотрим примеры, не связанные с этим фильмом тематически: «Поддубный» и «Защитники». В исторической драме нам могли рассказать историю уникального человека, который прославился на весь мир, и который сумел сохранить любовь к Родине даже после ужасов Гражданской войны. Но показали синтез из былины про Илью Муромца и сказки про Ивана-Дурачка. Герой «лежит на печи», пока ему не выпадает счастливый случай изменить судьбу. Реализовав свой талант, Поддубный остается безвольным персонажем, способным только на импульсивные поступки. Главная проблема кинокомикса «Защитники» заключается в бессилии героев, в неспособности победить антагониста легальным путем на поле боя. Вместо этого им на помощь приходит deus ex machina в форме магической суперсилы. В этих примерах ключевые персонажи оказываются слабее противостоящих им сил. Осознание собственной слабости приводит к разочарованию, поэтому у героев возникает стремление к побегу или к использованию палочки-выручалочки. Фактически, оба фильма рассказывают о трагедии лишнего человека, популярного сюжета классической русской литературы.

Читайте также:

Страсти вокруг "Матильды": жалобы на фильм, критика РПЦ и угрозы Алексею Учителю

В отечественном кинематографе остался единственный убедительный жанр – военно-исторические драмы. Часто и в этих фильмах протагонисты беспомощны в сложившихся обстоятельствах. Вспомним: «Адмиралъ», «Батальонъ», «Битва за Севастополь» – герои долго страдали и ничего не достигли. Мне могут возразить, что таков пересказ трагической истории России. Однако сюжет про лишнего человека прослеживается и во многих фильмах о мирной жизни: в «Дуэлянте», «Левиафане» и в экранизации «Географ глобус пропил». В отечественном пеплуме – «Викинге» – Князь Владимир оказывается чужим и для своей дружины, и для своего княжества. Он ищет спасения в религиозном эскапизме, причем о христианстве (по фильму) главный герой слышал лишь вскользь. Даже в «Легенде № 17» чужим становится ключевой персонаж – тренер Тарасов в исполнении Олега Меньшикова.

На эту характерную для русского искусства черту сто лет назад обратил внимание Василий Розанов: «Да уж давно мы писали в “золотой своей литературе”: “Дневник лишнего человека”, “Записки ненужного человека”. Тоже — “праздного человека”. Выдумали “подполья” всякие... Мы как-то прятались от света солнечного, точно стыдясь за себя». Если герои нашей литературы и нашего кинематографа не справляются с жизненными трудностями и не способны побороть антагониста, то что они умеют? «Что же мы умеем? А вот, видите ли, мы умеем “любить”, как Вронский Анну, и Литвинов Ирину, и Лежнев Лизу, и Обломов Ольгу. Боже, но любить нужно в семье; но в семье мы, кажется, не особенно любили…», – как бы отвечает нам из прошлого философ. И ведь именно об этом новый фильм Алексея Учителя. В байопике на одной чаше весов окажется искренняя любовь, а на другой – законный брак. И, судя по всему, главный герой окажется недостаточно решительным, чтобы забыть о своем увлечении или бросить супругу.

Надо отдать должное режиссеру, решившемуся снять подобный фильм в наше непростое время. Но вслед за «Матильдой» хочется увидеть на экране героев, способных эффективно действовать ради общественных или собственных интересов. Разве не заслуживает современной экранизации жизнь Александра II? Император, преодолевший аристократическое лобби, чтобы отменить крепостное право, и человек, переломивший сопротивление августейших родственников, чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, может стать олицетворением русской решительности.

Безусловно, достоинством «Матильды» станет показ «серой» стороны силы. Героизация и демонизация прошлого никоим образом не укрепляет общественные устои. Напротив, так создаются предпосылки для формирования противоборствующих лагерей (что мы и наблюдаем сейчас накануне премьеры). Только взвешенное отношение к отечественной истории, в которой было много примеров подвигов и подлости, благородства и глупости, даст возможность русскому обществу разобраться в себе и найти собственный путь.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы